Главная > Выпуск № 27 > Слитно или раздельно? Вот в чем вопрос…

Наталья Медведева,
Лариса Фоминых
 
Слитно или раздельно? Вот в чем вопрос…
 
Natalya Medvedeva
Larisa Fominykh 

In one word or separately? That’s the question… 
 
The article deals with the complicated issues of joined-up or separate spelling of conjunctions and the homonymous word combinations. The methods of their distinction are offered in the article. They are based on part of speech identification, their semantic meaning in the context and synonymous replacement by other parts of speech. The exercises including the ones of general character are given to train these skills.
 
 В русском языке имеется группа написаний, которые требуют от пишущего ответа на вопрос: слитно или раздельно? Это касается омонимичных слов и сочетаний. Речь идет о трудностях различения союзов и омонимичных с ними сочетаний других частей речи: что(бы), (за)то, то(же), (по)тому и др. У пишущего должны быть сформированы достаточно сложные умения для правильного орфографического написания: анализировать смысл высказывания, определять частеречную принадлежность слова (обычно это либо союз, либо местоимение с предлогом или частицей, а также наречие), его синтаксические связи, а иногда находить этим словам синонимическую замену. Рассмотрим эти случаи.
 
ЧТОБЫ – ЧТО БЫ
 
ЧТОБЫ
ЧТО БЫ
Союз с целевым или изъяснительным значением; присоединяет придаточное к главному предложению.
Пойду к соседям, чтобы узнать новости. (Пойду с какой целью?)
Вопросительное местоимение + частица БЫ, которую можно опустить или переставить.
А что бы вы сделали на  моем месте? – (А что вы сделали бы на моем месте?)
Сочетание во что бы то ни стало  пишется в шесть слов.
 
Задание 1. Объясните написание выделенных слов.
1.Чего бы он не дал, чтобы нравиться им (И.Тургенев). 2. Что бы про него ни говорили, но он, по-моему, порядочный человек. 3. На что бы я не согласился, чтобы встретиться с нею еще раз! 4. Ты же, Епиходов, смотри, чтобы все было в порядке (А.Чехов). 5. Он часто думал о том, что бы такое особенное придумать, чтобы стать настоящим героем (К.Симонов). 6. А, вы желаете, чтоб счастье вас ловило (М.Лермонтов). 7. Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна (К.Паустовский).
 
Задание 2. Раскройте скобки и объясните написание слов.
1.Знать необходимо не затем, что(бы) только знать, но для того, что(бы) научиться делать. 2.Не вижу здесь ничего, что(бы) имело ко мне отношение. 3.Я хочу его спасти во что(бы) то ни стало – буду просить и унижаться: обличу себя в обмане. В преступленье! (М.Лермонтов). 4.Что(бы) с тобой ни случилось в пути, не теряй присутствия духа. 5. Что(бы) не случилось худшего, умей собраться с мыслями и трезво оценить происходящее. 6.Надо много учиться, что(бы) осознать, что знаешь мало. 7.Я прищурился, что(бы) рассмотреть, что(бы) такое могло лежать на полу.
 
ЗАТО – ЗА ТО
 
ЗАТО
ЗА ТО
Союз= но (иногда употребляется двойной союз но зато).
Мал, зато  удал. (Мал, но удал.)
Жизнь тут у вас более динамична, но зато и более поверхностна, менее глубока.
Предлог + указательное местоимение, которое можно заменить другим местоимением или прилагательным.
Что он вбил себе в голову, за то и держится (за это, за привычное).
 
Задание 3. Объясните написание выделенных слов.
1.Яркая роскошь южной природы не трогала старика, но зато многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые (А.Куприн). 2. Конечно, я теперь седа, немного, может быть, горбата;<...> зато (прибавила болтунья!) открою тайну: я колдунья! 3.Я каждый день, восстав от сна, благодарю сердечно Бога за то, что в наши времена волшебников не так уж много. 4. Зато любовь красавиц нежных надежней дружбы и родства (А.Пушкин). 5.Журавль был южный, но зато он в гости к нам пожаловал. Благодарю его за то, что мне письмо пожаловал (С.Кирсанов). 6.Ты проклянешь в мученьях невозможных всю жизнь за то, что некого любить (А.Блок). 7. Так не держи ты на меня обиды за то, что не хочу тебя понять и в свой Февраль – сады Семирамиды – я без тебя отправлюсь погулять (А.Володеев).
 
Задание 4. Раскройте скобки и объясните написание слов.
1.С уверенностью можно сказать, что многие женщины все, что угодно, отдали бы (за)то, чтобы променять свою жизнь на жизнь Маргариты Николаевны. 2.Правда, это не воскресило нисколько знаменитого генерала,
но (за)то породило у умных людей замечательные мысли по поводу происходящего. 3.Ну, чего не знаем, (за)то не ручаемся (М.Булгаков). 4.Я буду долго-долго помнить вас (за)то, что вы прекрасно одиноки (А.Володеев). 5.Благословлю земли просторы (за)то, что жил я в светлый век (В.Афанасьев). 6.Песня над домом смолкла, (за)то над прудом соловей заводил свою (В.Короленко). 7. Прожить легко – занятие в общем-то нетрудное, но (за)то и неинтересное (Л.Давыдычев).
 
ТОЖЕ – ТО ЖЕ
 
ТОЖЕ
ТО ЖЕ
Соединительный союз = и, также.
Читай дальше, я тоже послушаю (и я послушаю).
Я об этом авторе не слышала тоже (не слышала также).
Указательное местоимение ТО с частицей, которую  можно опустить или добавить слово самое.
Он не стеснялся в глаза говорить то же, что за глаза. (Он не стеснялся в глаза говорить то (самое), что за глаза)
Всегда пишутся раздельно выражения: то же самое; одно и то же; то же, что; все то же; в то же время.
 
Задание 5. Объясните написание выделенных слов.
1.Враги его, друзья его (что, может быть, одно и то же) – его честили так и сяк. 2.Она уверена, что взор слезливый её неотразим, а если б то же о смехе думала своем, то, верно, все б улыбалась (А.Пушкин). 3.Архитектура – тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания (Н.Гоголь). 4.Тут не одно воспоминанье, тут жизнь заговорила вновь, – и то же в вас очарованье, и та ж в душе моей любовь (Ф.Тютчев). 5.Эта весна, весна его первой любви, тоже была совершенно иная, чем все прежние весны. 6. Сумерки и тучи всё сгущались, пока ехали от станции по большому селу, тоже еще весеннему, грязному (И.Бунин). 7. И скучно мне. Всё то же, то же: волы, скрипучий трудный путь, иссохшее лесное ложе, песок, сверкающий, как ртуть (И.Бунин).
 
Задание 6. Раскройте скобки и объясните написание слов.
1.Тут была елань – то(же) самое, что зимой в пруду прорубь. 2. Настя бросилась было в сторону, где маячили два дерева, – там то(же) тропы не было (М.Пришвин). 3.На нем было то(же) старое пальто, и в загорелых руках он держал ту же старую фуражку (И.Тургенев). 4.Дочь выходила из дому в одно и то(же) время и в одно и то(же) место – в свой банк (А.Берсенева). 5.Весь день солнце злобно палило сквозь серую тропическую дымку, горизонт был серым, океан – то(же) (В.Конецкий). 6.Я ни во что не углубляюсь, я всего знаю понемногу и боюсь, что и с занятиями живописью теперь будет то(же) (М.Башкирцева). 7.На крокетной площадке, на лужайке, в беседке – всюду та же неприязненная тишина, то(же) безлюдье (В.Катаев).
 
ТАКЖЕ – ТАК ЖЕ
 
ТАКЖЕ
ТАК ЖЕ
Соединительный союз = и, =тоже.
Обычно сторож никуда не отлучался, к нему также никто не приходил (= тоже никто не приходил).
Наречие с частицей, которую  можно опустить.
Хочется говорить  так же медленно и точно, как он. (Хочется говорить  так  медленно и точно, как он.)
Наречие с частицей часто сопровождается словом как:  так  же, как; точно так же, как; все так же.
Он говорил с нами так же откровенно, как со своими друзьями.

Иногда написание слова также или сочетания так же вариативно в одном и том же предложении. Написание зависит от смысла,  который говорящий предполагает выразить.
 
«Чего ты не понимаешь?» – также весело улыбаясь, сказал Облонский ( Л.Н. Толстой)
( =  тоже весело  улыбаясь – пишется слитно).
«Чего ты не понимаешь?» – так же весело улыбаясь, сказал Облонский (Л.Н. Толстой)
( =весело улыбаясь так, как до этого, – пишется раздельно).
 
Задание 7. Объясните написание выделенных слов.
1.Труд необходим человеку так же, как пища (В.Сухомлинский). 2. Чудный день! Пройдут века – так же будут, в вечном строе, – течь и искриться река и поля дышать на зное (Ф.Тютчев). 3. Знаю также, что вы на моей стороне. 4.Тогда Пилат наполнил свою чашу, гость поступил так же (М.Булгаков). 5.Как от проказницы зимы, запремся также от чумы (А.Пушкин). 6.Почему я всё так же спокоен? И счастлив, и несчастлив в одно и то же время… (К.Паустовский). 7. Тут Степа в зеркале отчетливо увидел какого-то странного субъекта. А тот отразился и тотчас пропал. Степа в тревоге заглянул в переднюю, и его качнуло, ибо в зеркале прошел здоровеннейший черный кот и также пропал (М.Булгаков).
 
Задание 8. Раскройте скобки и объясните написание слов.
1.Но ей ничто не изменило, в ней сохранился тот же тон, был так(же) тих ее поклон (А.Пушкин). 2.Волны катятся одна за другою с плеском и шумом глухим; люди проходят ничтожной толпою так(же) один за другим (М.Лермонтов). 3. Паншин был действительно очень ловок, но он был так(же) очень даровит (И.Тургенев). 4. Он ждал расспросов, но она молчала и смотрела за окно, где все так(же) однотонно шумел дождь. 5. Этот сухой букет, который выбросят в мусорную кучу, так(же) сложен, как и вся земля с растениями, водами и воздухом, окутывающим ее прозрачной сферой (К.Паустовский). 6. Еще, быть может, каждый атом – Вселенная, где сто планет; там все, что здесь в объеме сжатом, но так(же) то, чего здесь нет (В.Брюсов). 7.Океан все так(же) бескрайне зыбился, мерцая бликами, играющими на волнах (Ч.Айтматов).
 
ИТАК – И ТАК
 
ИТАК
И ТАК
= таким образом, следовательно; используется как вводное слово; обычно употребляется в начале предложения, содержащего вывод из предыдущего.
Итак, вопрос решен. (Следовательно, вопрос решен.)
Союз  и + наречие так, отвечает на вопрос КАК? Может быть заменено подходящим по смыслу наречием.
Поторопись, мы и так  уже опаздываем!
(Как? – сильно, очень опаздываем.)
 
Задание 9. Объясните написание выделенных слов.
1. Ты позабыла: я свободы для заблужденья не отдам; и так пожертвовал я годы твоей улыбке и глазам. 2. Итак, прощай! Впервые этот звук тревожит так жестоко грудь мою (М.Лермонтов). 3. Итак, я хотел бы знать ваши предложения по этому делу. 4. Утверждать это мы, конечно, не можем, но, возможно, что было и так (М. Булгаков). 5. Зачем спрашиваешь? И так ведь понятно (М.Фрай). 6. Итак, местность, в которой жил ее отец, охвачена восстанием. Вот почему нет ответа на ее письма (А.Фадеев). 7. Да, впрочем, он и так уже жил в меру своих сил (П.Павленко).
 
Задание 10. Раскройте скобки и объясните написание слов.
1. «(И)так, – заговорил негромко Пилат, – что вы можете сказать мне о настроении в этом городе?» 2. Делать в комнате Алексея было нечего: там (и)так стало тесно от трех мужчин (М.Булгаков). 3.Ах, Александр Сергеевич! Какой бес толкает вас под ребро! (И)так вы висите на волоске. 4.(И)так, о жителях. Пожалуй, самыми заметными жителями поселка были мальчишки. 5. Хозяин дома сидел в кресле, прикрыв ладонью глаза, (и)так и выпил свой бокал шампанского, не отнимая ладони. 6. Звезды дрожат за окнами, в печке что-то потрескивает, пахнет сухой мятой, (и)так на сердце спокойно, так тихо. 7. (И)так, сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига… (К.Паустовский).
 
ОТТОГО – ОТ ТОГО;
ПОТОМУ – ПО ТОМУ;
ПОЭТОМУ – ПО ЭТОМУ
 
ОТТОГО, 
ПОТОМУ,
ПОЭТОМУ
ОТ ТОГО,
ПО ТОМУ,
ПО ЭТОМУ
Выражают причину; обычно взаимозаменяемы.
Оттого телега запела, что долго дегтю не ела (= потому, поэтому запела).
Союзы оттого, потому, поэтому присоединяют придаточное предложение к главному в составе сложноподчиненного предложения
Я задержался дома после каникул, потому что заболел.
Предлоги с указательными местоимениями;
 местоимения можно заменить другими местоимениями или прилагательными.
 Отец не удержался от того, чтобы высказать мне свое неудовольствие (не удержался от чего? от этого, от недовольства).
Ты идешь не по тому пути!
( Идешь не по этому, не по нужному пути).
 
Задание 11. Объясните написание выделенных слов.
1.Какие, однако, у тебя руки горячие! Это оттого, что ты волнуешься, Варя (А.Чехов). 2.Все это зависит от того, с какой точки зрения смотреть на предмет (М.Булгаков). 3. Оттого парень с лошади свалился, что мать криво посадила (Посл.). 4. По тому, как все молча слушали песню цыганки, было ясно, что нет человека в вагоне, который не испытал бы этого ощущения красоты и ожидания встречи с нею. 5. Ничто вокруг не напоминало о войне, но война шла – тяжкая, суровая, – и, может быть, потому в то лето люди с особенной силой ощущали прелесть лесов, птичьего крика, неба, покрытого звездами(К.Паустовский). 6. «По обстоятельствам я должен приискать себе другую квартиру, – сказал Обломов, – поэтому желал бы эту передать» (И.Гончаров). 7. По этому расписанию поезд пойдет только в мае.
 
Задание 12. Раскройте скобки и объясните написание слов.
1. Но людям я не делал зла, и (по)тому мои дела не много пользы вам узнать (М.Лермонтов). 2. Ураганная стрельба так же внезапно затихла, как и началась, (по)этому мы ненадолго успокоились. 3. И сердце вновь болит и любит – (от)того, что не любить оно не может (А.Пушкин). 4. Чтобы правду искать, мне бумажки не требуются. А то все бумаги пишут, (от)того писания исчахли окончательно (К.Паустовский). 5. У всех было то же отношение к его (Левина) предложениям, и (по)тому он уже не сердился, но огорчался (Л.Толстой). 6. На площадь выступает крыльцо, на котором часто бегают куры, (от)того что на крыльце всегда почти рассыпаны крупы или что-нибудь съестное (Н.Гоголь). 7. (По) этому следу охотникам и удалось выследить зверя.
 
ПРИТОМ – ПРИ ТОМ;
ПРИЧЕМ – ПРИ ЧЕМ
 
ПРИТОМ;
ПРИЧЕМ
ПРИ ТОМ;
ПРИ ЧЕМ
Союзы; имеют значение «вместе с тем; да и; к тому же; в добавление к этому»; обычно взаимозаменяемы.
Он умен и притом очень добр  (к тому же очень добр).
Задание важное, причем срочное. (Задание важное, притом, к тому же, вместе с тем  срочное.)
 
При том – предлог с указательным местоимением; определяет обычно следующее дальше существительное: При том интернате работает спортивная секция.
 Местоимение можно заменить другим местоимением.
Остался я при том, что имел (с чем был).
При чем – предлог с местоимением; обычно употребляется в вопросе;
При чем тут эти рассуждения?
Иногда может заменяться вопросом с чем?
И при чем ты останешься? (с чем ты останешься?)
Сочетание ни при чем пишется в три слова. Поймите, я здесь абсолютно ни при чем!
 
 
Задание 13. Объясните написание выделенных слов.
1.Смешно же сердцем лицемерить перед собою столько лет; добро б еще морочить свет! Да и притом, что пользы верить тому, чего уж больше нет? (М.Лермонтов). Да, у разлуки все-таки не дура губа (хоть часто кажется – дыра): меж нами вечность, также – океан. Причем буквально (И.Бродский). 3.При том же театре открылась студия, куда я и поступил. 4. Совершенно не понимаю, при чем тут поросенок?! 5. «Что-то ты путаешь, – сказал я. – Рыба здесь ни при чем». –« Ну да, – обиженно заметил Федя. – Как это так ни при чем?» (К.Паустовский). 6. При том их свидании и произошло окончательное объяснение. 7. Отец мой старый, причем больной, как я мог его оставить одного?
 
Задание 14. Раскройте скобки и объясните написание слов.
1.Стихи – такая пустота; слова без смысла, чувства нету, натянут каждый оборот; (при)том – сказать ли по секрету? – и в рифмах часто недочет. 2. Важную услугу ему он оказал когда-то – и (при)том нашел, казалось, честь и совесть в нем (М.Лермонтов). 3.Банга, высунув язык и часто дыша, уселся у ног хозяина, (при) чем радость в глазах пса означала, что кончилась гроза и что он опять рядом с тем человеком, которого любил. 4. Тот (неизвестный) был уже у выхода в Патриарший переулок и (при)том не один. 5.Тройка двинулась в Патриарший, (при)чем кот тронулся на задних лапах (М.Булгаков). 6.(При)том энтузиазме, который проявили сотрудники, проект удалось закончить досрочно. 7. А (при)чем здесь ураган?
 
ЗАЧЕМ – ЗА ЧЕМ
ЗАТЕМ – ЗА ТЕМ
 
ЗАЧЕМ, ЗАТЕМ
ЗА ЧЕМ, ЗА ТЕМ
Зачем – наречие,
в значении «с какой целью, для чего?»
Зачем тебе это знать?
Затем – наречие, в значении «потом» или «с этой целью».
Выслушай меня, а затем уж решай.
 
Предлог и местоимение; местоимение можно заменить существительным или другим местоимением.
За чем пойдешь, то и найдешь  (за этим, за хлебом пойдешь).
За тем перелеском – поле.  ( За этим перелеском – поле.)
Сочетание вслед за тем
пишется  в три слова.
Вслед за тем он встал, взял скрипку и заиграл.
 
Задание 15. Объясните написание выделенных слов.
1.Под небом места много всем, но беспрестанно и напрасно один враждует он – зачем? 2.Подумаешь: зачем живем мы? Для того ли, чтоб вечно угождать на чуждый нрав? 3. Зачем поверил он словам и ласкам нежным, он, с юных лет постигнувший людей? (М.Лермонтов). 4.За тем лесом показался какой-то хутор, а затем все скрылось, потому что мы спустились в овраг. 5. За чем вы все так гонитесь? За славой? Выгодой? 6.Прокуратор поглядел на арестованного, затем на солнце. 7. Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления? (М.Булгаков).
 
Задание 16. Раскройте скобки и объясните написание слов.
1.Сыны снегов, сыны славян, (за)чем вы мужеством упали? 2.(За)чем ты не была сначала, какою стала наконец? (М.Лермонтов). 3.Параска вспыхнула ярче алой ленты, а беспечный отец ее вспомнил, (за)чем пришел он. 4.Оно, конечно, Александр Македонский герой, но (за)чем же стулья ломать? 5.Наконец подымался он с постели, умывался, надевал халат и выходил в гостиную (за)тем, чтобы пить чай, кофий, какао (Н.Гоголь). 6.Две птицы вспорхнули с земли, и мы некоторое время следили (за)тем, как они исчезали в небе. 7.Вдруг потемнело, а вслед (за)тем началась метель.
 
Задания обобщающего характера
 
Задание 17. Спишите предложения, раскрывая скобки.
1.В книгах можно найти ответ на любой вопрос, (по)тому что с этими людьми происходило то(же) самое, что и с вами. 2. (По)тому, как он держится, не видно, что(бы) он согласился с нашим мнением. 3. Я приказал брату, что(бы) он не возвращался город, что(бы) ему ни сулили. 4.Его любили (за)то, что был непохож на других, (за)то упрекали в легкомыслии. 5.(По)этому тракту давно не ездят, (по)этому он зарос травой. 6.(От)того, что ты задумал, лучше отказаться, (от)того что времени уже не осталось. 7. (И)так, (по)чему бы тебе не поехать то(же) с нами? 8.Во что(бы) то ни стало нам так(же) надо быть там. 9.Все так(же) стоит над старой дачей жара, (при)том погода опять безветренная. 10.Что(бы) он ни делал, все это было очень далеко (от) того, чем он занимался в молодости.
 
Задание 18. Раскройте скобки и объясните написание слов.
1.Флигель, в котором мы остановились, был точно так(же) прибран к приезду управляющего, как и в прошлом году. Точно так(же) рыцарь грозно смотрел из-под забрала своего шлема с картины, висевшей в той же комнате, где мы спали. На другой картине так(же) лежали синие виноградные листья в корзине, разрезанный красный арбуз с черными семечками на блюде и наливные яблоки на тарелке (С.Аксаков). 2.Я ушла в чужие дали, от самой себя бежала, но в чужой дали едва ли я умней намного стала; разве что земля родная стала ближе и дороже, и (за)чем живу – я знаю, и за что умру я – то(же) (Л.Васильева). 3. Не научай своим объятьям моря, (и)так неравнодушного ко мне.(И.Бродский). 4. Неизвестно, что(бы) случилось с Катей в Париже, если бы она то(же) поехала с нами. 5.Ты хотел его выпустить (за)тем, что(бы) он смутил народ, над верою надругался и подвел народ под римские мечи! (М.Булгаков). 6. Передайте графу Воронцову! Мне надоело зависеть (от)того, что у его сиятельства несварение желудка (К.Паустовский). 7.(За)чем в руках их жезлы, что украшены серебряной и золотой чеканкой? (За)тем, что варвары сегодня ожидаются, а драгоценности пленяют варваров (И.Бродский).
 
Задание 19. Укажите номера предложений, в которых выделенные слова пишутся слитно.
1.Обещай никогда не укорять меня (за)то, что я тебе открыл свою тайну.
2.Шофер остановил машину, что(бы) проверить свечи, и долго еще улыбался, вспоминая девушку в окне вагона.
3.Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то(же) время являются причиной болезни.
4.Истина необходима человеку так(же), как слепому поводырь.
5.(И)так, прощайте, князь! Не мне вас выводить из заблужденья!
6.Довольно тебе тосковать (по)тому, что было раньше.
7.Современному человеку все некогда, (от)того прогулка сделалась роскошью.
8.(За)чем я вам все это говорю?
9.Чепракова была вдова и (при)том бедная.
10. А (за)чем тут очередь? За апельсинами?
 
Задание 20. Укажите номера предложений, в которых выделенные слова пишутся раздельно.
1.Видно, ягоды или зной притупили чувство голода, (за)то хотелось пить.
2.Что(бы) вам по этому поводу сказать?
3.Все было как будто бы то(же) и все же неуловимо другое.
4.Кроме львов, в горах нужно опасаться так(же) диких кабанов.
5.И как-то весело, и хочется плакать, (и)так на шею бы тебе я кинулся.
6.Все зависит (от)того, как повернутся события.
7.Да, а ты (за)чем, собственно, приехал?
8.Задание это надо сделать быстро, (при)чем качественно.
9.Он громко кричал, а так(же) угрожал мне.
10.Вслед (за)тем рыбаки развели костер.
 
Ключи к тестам
 
Тест 19
Ключ: 2, 5, 7, 8, 9.
 
Тест 20
Ключ: 2, 3, 5, 6, 10.
 
 
 
 
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2004)
Выпуск № 6 (2004)
Выпуск № 5 (2003)
Выпуск № 4 (2003)
Выпуск № 3 (2002)
Выпуск № 2 (2002)
Выпуск № 1 (2001)