Главная > Выпуск № 27 > Виктория Осколкова. Подготовка будущих учителей к профессиональной творческой самореализации на основе активных методов обучения.

Виктория Осколкова
 
 
Подготовка будущих учителей к профессиональной
творческой самореализации
на основе активных методов обучения
 
Victoria Oskolkova

 Training of future teachers for professional
creative fulfillment based
on the active methods of teaching 
 
In the article of methodic character the author contemplates about active methods of teaching which are up-to-date for the training of future teachers: method of round table, case study, problematic learning, contextual learning, design method, method of reflection. According to the author, implementation of such methods contributes to formation of professional competences of future teachers, and is the basis and method for training his or her full professional creative fulfillment.
 
Современный период характеризуется радикальной модернизацией всей российской образовательной системы, переходом на новые стандарты профессионального образования. Задачи, стоящие перед российским образованием, предъявляют принципиально новые требования к подготовке педагогических кадров: это формирование социально адаптивной творческой личности, готовой к раскрытию своего творческого потенциала, к самореализации в профессии1. Однако практика показывает, что не все выпускники педагогических образовательных учреждений знают свои возможности и готовы к полноценной творческой самореализации в ходе практической деятельности. А это, в свою очередь, стимулирует поиск новых методов обучения, и некоторые из них будут представлены в данной статье.
 
Метод круглого стола позволяет будущим учителям углубиться в специфику профессиональной педагогической деятельности посредством живого диалога с коллегами и наставниками.
 
В ходе проведения круглых столов будущие учителя обсуждают суть профессиональной компетентности учителя, особенности педагогической самореализации, выделяют сущностные характеристики деятельности учителя.
 
Будучи полноправными участниками разговора, слушатели имеют возможность поделиться своими соображениями, основанными на личном, стихийном опыте профессиональной деятельности. Активно обсуждаются сферы профессиональной педагогической самореализации будущего учителя, а также вопросы формирования необходимых для участия в ней профессиональных компетенций.
 
Несомненно, важной характеристикой круглых столов является диалогичность, которая рассматривается как основополагающий элемент полисубъектного образования.
 
В рамках круглого стола актуализируется взаимообусловленность различных видов деятельности в процессе формирования профессиональной компетентности будущего учителя: диагностической, преобразующей, проектирующей:
 
1. Будущие учителя овладевают готовностью и способностью критически анализировать процесс профессионального самосовершенствования; диагностировать собственную деятельность, деятельность, своих коллег, своего преподавателя с точки зрения выявленного диалогического потенциала. Это достигается при помощи соответствующего методического инструментария (анкет, опросников, диагностических карт, сочинений-размышлений и т.п.). Реализация диагностических задач в рамках метода круглого стола позволяет учесть позиции всех участников, а также показывать уровень исходных данных, желаний, намерений, возможностей. Решение диагностических задач имплицитно включает коррекционные возможности диалогичности в рамках применения метода круглого стола.
 
2. Решение преобразующих задач связано с центральной идеей метода: гуманизацией отношений и позиций участников круглого стола. Обсуждение возникающих проблем позволяет скорректировать исходные позиции и преобразовать изначальные установки с учетом коллегиального опыта. Решение преобразующих задач при проведении круглого стола значительно расширяет динамику отношений: ускоряются процессы профессионального педагогического взаимодействия и саморазвития будущих учителей.
 
3. Решение прогностических задач заключается в выработке индивидуальных и коллективных стратегий дальнейшего профессионального самосовершенствования.
 
Таким образом, метод круглого стола позволяет его участникам диагностировать состояние собственной профессиональной подготовки в настоящий момент, скорректировать профессиональные позиции с опорой на коллегиальный опыт и спрогнозировать направление дальнейшего профессионального развития. Необходимо подчеркнуть, что в данном случае одной из ключевых инновационных установок является установка на знание как сомнение.
 
Круглые столы неизменно проходят увлекательно, эмоционально, с активным участием слушателей.
 
Осознание студентами быстрой перспективы самопрезентации первых результатов обуславливает формирование готовности и способности создавать, публиковать и представлять в коммуникативной ситуации содержание своих портфолио, отражающых уровень развития их готовности к самореализации.
 
В ходе этой работы студенты анализируют особенности профессиональной деятельности будущего учителя на основе мультимедийных материалов своих коллег – старшекурсников и преподавателей школ и вузов. На этом этапе в процессе формирования профессиональных компетенций будущих учителей широко применяется метод кейс-стади.
 
Метод применяется для формирования установки на вариативный подход к профессиональной деятельности с учетом анализа реальной учебной ситуации, целостной ориентации в проблемном поле. Материалы для анализа отбираются таким образом, чтобы исключить возможность однозначного решения педагогической задачи.
 
Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на самостоятельную выработку методов решения профессиональных проблем, на сотворчество студента и преподавателя, на равноправие участников образовательного процесса в обсуждении поставленной проблемы.
 
Метод заключается в следующем: разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни и формулируется тот комплекс профессиональных компетенций, которыми студентам нужно овладеть для разрешения этой ситуации; при этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли «модератора» процесса сотворчества.
 
Ознакомление будущих учителей с кейсом и последующий его анализ чаще всего осуществляются заблаговременно до его обсуждения и реализуются как самостоятельная работа студентов; при этом время, отводимое на подготовку, определяется объемом и сложностью кейса.
 
Общая схема работы с кейсом на данном этапе может быть представлена следующим образом: в первую очередь, следует выявить ключевые проблемы и понять, какие именно из представленных в кейсе аспекты важны для решения задачи; войти в ситуационный контекст кейса, определить его структуру, отобрать средства и понятия, необходимые для анализа, понять, какие трудности могут возникнуть.
 
Максимальная эффективность работы с кейсами обеспечивается систематическим подходом к их анализу, важно для этого предоставить студентам сопроводительную информацию к анализируемым кейсам.
 
Дискуссия занимает центральное место в применении метода. Однако она эффективна в том случае, когда студенты обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Важнейшей характеристикой дискуссии является уровень компетентности ее участников. Неподготовленность студентов к дискуссии делает ее формальной, превращает в процесс «вытаскивания» ими информации у преподавателя, а не самостоятельное ее добывание.
 
Мультимедийная презентация результатов анализа кейса выступает очень важным аспектом применения метода. Представление профессионального педагогического продукта, который впоследствии составит содержание портфолио будущего учителя, является уже на первых этапах возможностью актуализации совокупности профессиональных компетенций, составляющих готовность к самореализации будущего учителя.
 
Анализ кейса и поиск эффективной формы представления этого анализа в аудитории представляет собой наиболее серьезную фазу профессиональной подготовки будущего учителя при использовании метода кейс-стади. Начало дискуссии или презентации – это единственный полностью контролируемый преподавателем момент. От того, как будет организовано обсуждение кейса, зависят общий тон, интерес и направленность всего занятия.
 
Преподаватель должен прогнозировать развитие дискуссии и корректировать ее ход, так чтобы обеспечить постановку наиболее важных вопросов, акцентированить ключевые моменты и создать условия для выработки различных способов решения поставленной методической задачи, в том числе не предусмотренных заранее.
 
Метод проблемного обучения предполагает систематическое включение будущего учителя в поиск решения новых для него профессиональных педагогических проблем на основе систематической самостоятельной поисковой деятельности.
 
Чаще всего профессиональная проблемная ситуация создаётся с помощью проблемного вопроса.
 
Алгоритм решения проблемной профессиональной задачи включает 4 этапа:
  1. Осознание проблемы, заложенной в вопросе.
  2. Формулирование гипотезы решения проблемы на основе имеющегося уровня развития профессиональных педагогических компетенций и опыта их применения в ситуациях профессиональной педагогической самореализации будущего учителя.
  3. Поиск путей доказательства гипотезы, что подчас требует от будущего учителя переформулировки проблемной профессиональной задачи или вопроса.
  4. Формулировка вариантов решения проблемы.
 
Эффективным методом профессиональной педагогической подготовки будущих учителей является метод контекстного обучения. Главной целью контекстного обучении является не результат, а сам процесс участия в моделируемой ситуации. Ведущим компонентом в контекстном обучении является роль и ее принятие. Роль включает комплекс социальных требований, ожиданий, предъявляемых обществом, окружающими к будущему учителю, особенностям его педагогической самореализации. Исполнение роли предполагает точное воспроизведение ситуации деятельности будущего учителя. Ролевая организация деятельности в рамках контекстного обучения обусловливает организацию деловой игры как наиболее популярный вариант реализации метода.
 
Выделяют следующие компоненты игры:
• распределение ролей;
• выработка правил игры и соответствующих им игровых действий;
• моделирование игрового процесса и сопутствующего ему эмоционального напряжения (метод игры).
 
Игровые действия определяются целью, соотнесённой с той или иной ситуацией. Они задаются заранее определённым сценарием.
Деловые игры позволяют решить следующие задачи подготовки будущего учителя:
• определить уровень развития профессиональных педагогических компетенций;
• повысить мотивацию будущих учителей в освоении профессиональных навыков;
• наглядно представить ситуацию профессиональной деятельности и определить стратегию применения профессиональных компетенций в рамках предложенной ситуации;
• сформировать профессиональные педагогические компетенции по решению проблем в ситуациях, максимально приближенных к реальным.
 
Деловые игры позволяют будущему учителю увидеть ситуацию профессиональной педагогической самореализации в целом, проанализировать применимость и результативность тех или иных педагогических средств; решать конкретные учебные задачи; проводить оценку и обобщение полученных результатов.
 
С целью подготовки студентов к самостоятельной творческой деятельности, к выработке индивидуальных технологий профессиональной самореализации в процессе обучения применяется метод проектирования, предполагающий создание авторских стратегий преподавания предмета на основе существующих методик.
 
Работа над проектом тщательно планируется преподавателем и обсуждается с исполнителем проекта. При этом проводится подробное структурирование содержания и планирование этапов работы, а также определяются сроки защиты проекта. Проект может быть представлен коллегам, членам государственной аттестационной комиссии, участникам профессиональных педагогических интернет-сообществ и т.д.
 
Проектная деятельность будущих учителей состоит из следующих этапов:
• определение профессиональной проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
• формулирование гипотезы её разрешения;
• отбор методов исследования;
• сбор профессиональных педагогических данных и их анализ;
• оформление результатов;
• подведение итогов, корректировка, выводы.
 
Разновидностью проектов являются телекоммуникационные проекты, отличительной особенностью которых является их организация на основе мультимедийной полилингвальной и поликультурной телекоммуникации, имеющей общую цель, согласованные методы и способы профессиональной деятельности, направленной на достижение общего результата.
 
Специфика телекоммуникационных проектов состоит прежде всего в том, что они по самой своей сути всегда межпредметны. Решение проблемы данном случае требует интегрированных усилий будущих специалистов, владеющих соответствующими компетенциями. В телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется знание особенностей культуры партнера, его мультимедийно опосредованных коммуникативных навыков и интересов.
 
В процессе профессиональной подготовки будущих учителей применяются следующие виды телекоммуникационных проектов:
- обсуждение конкретных разработок и электронная публикация результатов этого обсуждения;
- создание электронных баз методических данных, которыми могут пользоваться все участники проекта;
- совместная подготовка и публикация на сайтах профессиональных педагогических сообществ обзоров методов обучения (например, активных).
 
Особое преломление названных технологий развития профессиональной компетентности будущего учителя связано с широким применением портала «Образование web 2.0».
 
Портал «Образование web 2.0» обеспечивает будущим учителям возможность публиковать свои гипертекстовые документы, мультимедийные презентации, изображения, являющиеся дидактическим материалами, разработанные интерактивные тесты, упражнения и другие материалы. Публикация на открытых ресурсах Интернета обеспечивает широкие возможности для их обсуждения. Часть материалов, созданных в ходе учебных занятий, работы с Электронным сетевым профессиональным портфолио, педагогических практик, публикуется в блогах или на специальных пополняемых Wiki-страницах. Для создания и использования в ходе диагностических и итоговых самопрезентаций интересных мультимедийных упражнений и тестов для уроков в Интернете существуют необходимые программы – такие, как, например, Hot Potatoes, которые необходимо скачать на свой компьютер и впоследствии постоянно дополнять обновлёнными модулями. Кроме того, Интернет предоставляет возможности конвертировать файлы в удобный для совместной работы формат, коллективно работать с мультимедийными материалами, обмениваться гипертекстовыми документами, таблицами, презентациями, закладками и др. Современный Интернет предоставляет каждому пространство и инструменты заполнения такого лингвомультимедийного пространства профессиональным педагогическим содержанием.
 
Для эффективной работы в Интернете будущему учителю, во-первых, необходимо овладеть необходимым для этого минимумом знаний, а именно – изучить особенности интерфейсов, правила пользования, особенности работы, риски, соглашения и т.д.
 
Отношение будущего учителя к своим успехам в части формирования профессиональной компетентности и готовности к педагогической самореализации может быть различным. Низкая оценка значимости собственных профессиональных достижений тормозит, а высокая – стимулирует формирование профессиональных педагогических компетенций будущего учителя.
 
А это, в свою очередь, означает невозможность формирования у будущих учителей готовности к полноценной педагогической деятельности без актуализации процессов самооценки – с этой целью в ходе подготовки будущего учителя применяется метод рефлексии.
Формирование рефлексивной позиции позволяет будущим учителям исследовать свои реальные и потенциальные профессиональные педагогические компетенции и способности.
 
В данном случае рефлексия определяется как внутренняя психическая деятельность, направленная на осмысление своего индивидуального «Я», на осознание и переосмысление процессов формирования собственной профессиональной компетентности, выявление её проблемных сторон, поиск конструктивных способов преодоления возникающих проблем путем переосмысления полученных знаний и собственного опыта их реализации.
 
Метод рефлексии применяется на протяжении всего периода профессиональной подготовки будущих учителей. Такой самоанализ студентам предлагается проводить по результатам изучения содержательных блоков, по итогам каждого периода подготовки и по итогам всего периода их профессиональной подготовки. В качестве инструментов рефлексии используются анкеты, опросники, рефлексивные карты, денотатные графы. В этом реализуется важнейший принцип модели – принцип рефлексивного управления.
 
Применение описанных нами активных методов обучения способствует формированию профессиональной компетентности будущего педагога и является основой и способом подготовки его к полноценной профессиональной творческой самореализации.
 
 ----
1.См.: Безукладников К.Э. Формирование лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка: концепция и методика [Текст]: дисс….докт. пед. наук / К.Э. Безукладников. – Пермь: ПГПУ, 2009г.– 403 с.
 
 
 
 
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2004)
Выпуск № 6 (2004)
Выпуск № 5 (2003)
Выпуск № 4 (2003)
Выпуск № 3 (2002)
Выпуск № 2 (2002)
Выпуск № 1 (2001)