Главная > Выпуск № 27 > Синергетический подход к проектированию индивидуальной образовательной траектории

 Наталья Рубина
 
 
Синергетический подход к проектированию
индивидуальной образовательной траектории
 
 Natalya Rubina

Synergetic approach to designing
the individual educational trajectory 
 
In the article of methodic character the system of education is viewed from the point of view of the synergetic approach as open, non linear, self organizing, nonequilibrium and multivariant. The author demonstrates the advantages with regard to the key points of the synergetic approach by example of the organization of learning in the discipline «Literary text interpretation». 
 
В конце XX века в науке произошли изменения, позволившие говорить о новом этапе ее развития. Трансформация характера научной деятельности, обусловленная революцией в средствах получения и хранения знаний (компьютеризация науки, сращивание науки с промышленным производством и др.); распространение междисциплинарных исследований и комплексных исследовательских программ; повышение значения экономических и социально-политических факторов и целей; изменение самого объекта – открытые саморазвивающиеся системы – все это признаки новой постнеклассической парадигмы науки. Данный этап характеризуется стиранием грани между естественнонаучным и гуманитарным знанием. Наряду с сохраняющейся дисциплинарной организацией знания, идет активное формирование междисциплинарного знания, в котором науки объединяются в процессе решения конкретной проблемы. В этом синтезе устанавливается новое отношение человека к природе – отношение диалога.
 
В условиях междисциплинарности и интеграции различных сфер общества особую роль приобретает изучение иностранных языков. Именно владение иностранным языком обеспечивает современному профессионалу желаемую академическую мобильность, интерактивное взаимодействие и сотворчество с коллегами по всему миру. С другой стороны, изучение иностранного языка неразрывно связано со знакомством с культурой зарубежной страны, что ведет за собой развитие таких значимых качеств как толерантность и широта взглядов.
 
В области обучения иностранным языкам новая парадигма провозглашает образование «в духе мира, диалога культур, для поиска комплексного решения проблем гуманистической личности, уважающей права человека и его основные свободы, осознающей растущую глобальную взаимосвязь между народами и нациями и содействующей взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами, расовыми и религиозными группами, готовой к участию в решении проблем своего общества, своей страны и мира в целом»1.
 
В современной лингводидактике и методике преподавания иностранных языков в рамках новой научной парадигмы значительное внимание уделяется культуроведческой социологизации образования, экологизации и междисциплинарной интеграции в технологиях образования, ориентации на непрерывность образования, его развивающие и гражданские функции, выстраивание обучающимися индивидуальных образовательных траекторий.
 
Сегодня все чаще в качестве методологической основы исследований педагогической направленности избирается синергетический подход (В.И. Аршинов, Р.Г. Баранцев, В.Г. Буданов, Е.А. Князева, В. Крон, С.П. Курдюмов, Г. Кюпперс, Р. Паслак, И.Р. Пригожин, И. Стенгерс, Г.Ферстер, Г. Хакен и др.).
 
Обоснованием целесообразности синергетического подхода в науке является многомерный, сложный характер изучаемых наукой процессов, объектов, явлений, находящихся в постоянном развитии. Такие объекты, процессы и явления требуют системного научного подхода, опоры на теорию управления и теорию прогнозирования нелинейных, многомерных, открытых явлений и процессов.
Необходимость синергетического подхода актуализируется при изучении самоорганизующихся и саморазвивающихся систем, к числу которых относится и современная, открытая всевозможным новым веяниям и потребностям система образования2.
 
Являясь междисциплинарным знанием, синергетика изучает определенный класс динамических систем, а именно так называемые диссипативные системы (от английского “dissipate” – рассеивать; класс открытых нелинейных систем, обменивающихся с окружающей средой веществом, энергией, информацией). Характеристики объектов синергетики диссипативных систем (нелинейность, открытость, самоорганизация и саморазвитие, многовариантность и т.д.), описанные еще И.Р. Пригожиным, вполне можно отнести и к образовательной системе. Систему образования можно считать открытой, так как в ней постоянно идет процесс обмена информацией между субъектами (интеракция, обратная связь); нелинейной – меняется содержание образования, нелинейно соотношение процесса и результата, последний всегда отличен от замыслов участников; неравновесной – постоянно увеличивается информационное пространство и выводит систему из равновесия; многовариантной – создание в образовательной системе условий выбора, предоставление каждому субъекту шанса индивидуального движения к успеху, стимулирование самостоятельного выбора и принятия ответственного решения; самоорганизующейся – благодаря взаимодействию между субъектами.
Педагогическая синергетика дает возможность по-новому подойти к разработке проблем развития образовательных систем, рассматривая их с позиции открытости, нелинейного мышления, сотворчества и ориентации на самоорганизацию и саморазвитие.
 
Синергетический подход актуален и для иноязычного образования, ведь языковая система так же, как и педагогическая (образовательная), развивается нелинейно, многовариантно и неравновесно, саморазвиваясь и самоорганизуясь. Понимание языка и речи как неравновесных нелинейных открытых систем связано с их внутренней неоднородностью, многомерностью, коммуникативной открытостью. Неравновесность, нелинейность коммуникативной системы позволяют проявлять гибкость, свойственную живым языкам, и при этом сохранять свою целостность и идентичность3. Синергетический подход к языку позволяет получить новое знание о смыслообразовании, об организации коммуникативных процессов, а также о методике обучения языку.
 
Отметим, что образовательный процесс обладает рядом важных синергетических свойств – его субъекты постоянно обмениваются информацией, задействуют механизмы рефлексии и обратной связи; студенты и преподаватели соуправляют процессом, осуществляют взаимодействие и взаимовлияние; постоянно увеличивающееся информационное пространство выводит систему из равновесия и ведет к ее преобразованию, система самоорганизуется; создаются ситуации стимулирования самостоятельного выбора и принятия ответственного решения; наблюдается нелинейность процесса и результата педагогического взаимодействия (реальный результат чаще всего отличается от ожидаемого) и т. д. Данные синергетические свойства говорят о том, что в образовательной системе всегда происходят изменения случайного характера, флуктуации, которые трудно предвидеть, но они всегда присущи системе.
 
Синергетика основывается на представлениях о целостности мира, его нестабильности, возможности лавинообразного характера развития систем, и неизбежности появления точек бифуркации (ветвления возможных путей развития системы), в которых выбор дальнейшего пути развития системы определяется случайными функциями. В точке бифуркации малые и незначительные воздействия на систему могут привести к существенным изменениям всей системы4.
В случае с управляемыми извне системами, в том числе и с образовательной системой, возникает управленческая задача выбора гармоничного пути внешнего воздействия на систему, согласованного с ее внутренними свойствами. Именно эта управленческая задача стоит перед преподавателями в ходе планирования образовательного процесса и разработки методик обучения по разным дисциплинам. Несмотря на то, что точки бифуркации возникают стихийно и могут быть определены только постфактум, их прогнозирование возможно и желательно. Данные точки позволяют студентам сделать правильный выбор собственной образовательной траектории, выработать оптимальный стиль учебной деятельности и т. д. Для преподавателя точки бифуркации предоставляют возможность максимально индивидуализировать процесс обучения по дисциплине, оказать положительное воздействие на студентов, испытывающих трудность в выборе путей решения тех или иных учебных проблем, определении стратегий деятельности и т. д.
 
Изучение сущности синергетического подхода привело нас к заключению, что он способен обеспечить оптимальное философское основание для оптимизации образовательного процесса на факультете иностранных языков Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Данный подход позволяет нам создать условия для подготовки будущих учителей иностранного языка, способных к полноценной и продуктивной профессиональной и научно-исследовательской деятельности в постоянно изменяющемся мире с учетом его современных потребностей и интересов.
 
Продемонстрируем преимущества учета ключевых положений синергетического подхода на примере организации обучения по дисциплине «Интерпретация художественного текста». В рамках этого курса преподаватель осуществляет прогнозирование точек бифуркации, то есть предполагает те ситуации учебной деятельности, в которых вероятней всего возникнет ветвление (выбор) путей дальнейшего развития образовательной траектории. Прогнозирование реализуется по ряду направлений.
 
1. Ситуация аудиторного анализа отрывка художественного произведения. Текст как единица языковой системы (открытой, неравновесной, нелинейной и самоорганизующейся) заключает в себе те же синергетические свойства. В ходе анализа художественного текста каждый субъект образовательного процесса открывает свои особенности и закономерности, интерпретирует знаки в соответствии с собственным языковым и личностным опытом. В каждом слове, как показала психологическая система языкознания, различаются три основных элемента: во-первых, внешняя форма (знак), во-вторых, образ (понятие) или внутренняя форма и, в-третьих, значение (личностный смысл). Те же самые три элемента, которые различаются в слове, психологи находят и в каждом произведении искусства, утверждая, следовательно, что и психологические процессы восприятия и создания художественного произведения совпадают с такими же процессами при восприятии и «производстве» отдельного слова [3, с. 192]. Так, во время аудиторной дискуссии происходит активный обмен личностными смыслами, рождаются новые идеи, которые далее реализуются в письменной форме критического эссе. Преподаватель управляет дискуссией и отслеживает активность участия в ней каждого студента, поощряя свободу высказывания суждений.
 
2. Ситуация выбора способа усвоения материала интерактивной лекции. Преподаватель предъявляет студентам материал интерактивной лекции в электронном виде. Интерактивная лекция – это такая форма проведения занятий, в которой на основе взаимодействия студентов с преподавателем и студентов между собой осуществляется их рецептивно-продуктивная деятельность, направленная на зрительное или слуховое восприятие студентами соответствующей информации на иностранном языке, ее самостоятельный анализ и синтез с последующим изложением полученной информации в устной или письменной форме, без существенной потери основного, оригинального смысла сообщения.
 
Интерактивные лекции могут предлагаться как для самостоятельного изучения, так и в ходе аудиторной работы. Материал лекции включает элементы вызова (задания на «мозговой штурм», упражнения на соотнесение, «толстые и тонкие вопросы» и т. д.) содержит различные попутные упражнения и задания («истинные и ложные утверждения», заполнение таблиц, и т. д.) предполагает рефлексию слушателей при выполнении заданий на понимание и присвоение прочитанного материала (схемы и ментальные карты, графические организаторы, Venn-диаграммы, дискуссии, мозговой штурм и т. д.)
Первая интерактивная лекция дается для самостоятельного внеаудиторного ознакомления. Студенты изучают предложенную тему, выполняют различные задания и упражнения, знакомятся с контрольной картой модуля, перечнем знаний, умений и навыков, на приобретение и развитие которых ориентирован модуль. Освоив эту форму работы самостоятельно, студенты успешно справятся с ней в аудиторном, ограниченном по времени варианте.
 
Обучающийся свободен в выборе способа работы с материалом, который может быть законспектирован, распечатан полностью или в виде тезисов, структурирован с помощью графических организаторов и ментальных карт и т. д. Опыт показал, что со временем каждый студент выбирает оптимальный для себя способ изучения материала и придерживается его в ходе изучения курса. Преподаватель осуществляет наблюдение за процессом внеаудиторной подготовки студентов и оказывает консультационную помощь студентам, испытывающим трудности в выборе стиля работы с интерактивными лекциями.
 
В основе данной формы учебной деятельности лежит технология развития критического мышления, что позволяет совершенствовать культуру диалога в совместной деятельности студентов и преподавателей, повышает уровень культуры индивидуальной работы с информацией, формирует умение анализировать и делать выводы.
 
3. Ситуация выработки литературного вкуса, предпочтения определенных литературных направлений и авторов. По мере ознакомления с различными литературными направлениями и их представителями у студентов складываются определенные предпочтения. В первую очередь внимание обращается на идейно-тематическую составляющую творчества авторов и их индивидуальный стиль. Как показывает опыт, студенты значительно успешней справляются с интерпретацией текстов тех авторов, которые им больше нравятся. Преподаватель следит за зарождением и изменением литературного вкуса студентов, а также по мере возможности направляет и корректирует их оценки и предпочтения. В дальнейшем такое стилистическое самоопределение относительно чужих текстов может оказать влияние на формирование собственного стиля студента при написании критических эссе.
 
4. Ситуация выбора стратегии написания критического эссе. Данная ситуация предполагает принятие наиболее ответственных решений со стороны студентов, которые, на основе полученных знаний и рекомендаций, должны выстроить собственное размышление, содержательно и стилистически адекватное исследуемому материалу и предложенной теме. Преподаватель, в свою очередь, направляет обучающихся, поощряя попытки экспериментирования, и подробно комментирует прогресс каждого студента в процессе работы над индивидуальным стилем.
 
Представленные выше ситуации не исчерпывают всех возможных вариантов синергетической стратегии в образовании. Безусловная ценность этой стратегии, в частности учёта точек бифуркации, состоит в том, что студентам предоставляется шанс индивидуального движения к успеху, стимулируется их самостоятельный выбор и принятие ответственного решения, а преподаватель имеет возможность оказать помощь тем, кто в этом нуждается. Учет синергетических свойств процесса образования позволяет студентам успешно выстраивать индивидуальную образовательную траекторию с высокой степенью осознанности самого процесса.
 
В точках бифуркации нередко обнаруживается, что «средние» (не обладающие значительным объемом вербальной памяти, а также способностью к вероятностному прогнозированию, не имеющие адекватной учебной мотивации и сильной воли или в недостаточной степени владеющие приемами учебной деятельности) и даже «слабые» студенты демонстрируют неожиданно высокие результаты учебной деятельности и иногда даже переходят в категорию «сильных» (овладевают рациональными, эффективными приемами учебной деятельности, увеличивают объемом вербальной памяти, демонстрируют готовность к осуществлению сложных аналитико-синтетических операций)5.
 
Обобщая вышеизложенное, отметим, что пример организации образовательного процесса по курсу дисциплины «Интерпретация художественного текста» с учетом ключевых положений синергетического подхода является неотъемлемой частью и инструментальным свойством общей модели формирования и становления профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка на факультете иностранных языков Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.
 
 -----
1. Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход: моногр. – М.: Глосса-Пресс, 2004. С. 22.
2. Беликов В.А. Теоретические основы решения педагогических проблем: учеб. пособие. – Магнитогорск: МГПИ, 2002. С. 33.
3. Гураль С.К.Обучение иноязычному дискурсу как сверхсложной саморазвивающейся системе (языковой вуз): дис. … докт. пед. наук. – Томск, 2009. C.156.
4. Прангишвили И.В. Системный подход и общесистемные закономерности, Серия «Системы и проблемы управления». – М.: СИНТЕГ, 2000, 528 с. С.93.
5. Безукладников К.Э. Залог успешности овладения иностранным языком в начальной школе / Начальная школа плюс до и после. – 2004. – №5. С. 21.
 
 
 
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2004)
Выпуск № 6 (2004)
Выпуск № 5 (2003)
Выпуск № 4 (2003)
Выпуск № 3 (2002)
Выпуск № 2 (2002)
Выпуск № 1 (2001)