Главная > Выпуск № 2 > Рекомендации по планированию уроков литературы в 11 классе на второе полугодие Рекомендации по планированию уроков литературы в 11 классе на второе полугодиеУважаемые коллеги, в первом номере «Филолога» мы опубликовали примерное планирование уроков литературы в 11 кл. на первое полугодие из расчета 3 учебных часа в неделю (это уточнение, к сожалению, выпало при наборе).
На сей раз предлагаем список тем, которые следует по возможности изучить во втором полугодии, с ориентировочным распределением часов.
1. Обзорная характеристика литературы 20 – 30-х годов (советская литература
и литература русского зарубежья)----------------------------------------------------------------------- 4 2. М. Шолохов: «Донские рассказы», «Тихий Дон», «Поднятая целина» (по выбору)------ 4 3. А. Платонов. «Сокровенный человек». (Обзорно – «Чевенгур», «Котлован»)------------- 2 4. М. Булгаков. «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»---------------------------------------- 4 5. Литература (преимущественно поэзия) военных лет ------------------------------------------- 2 6. Проза о Великой Отечественной войне (К. Воробьев, Ю. Бондарев, В. Астафьев, Б. Васильев, В. Быков и др.)---------------------------------------------------------------------------------- 4 7. А. Твардовский. Стихи, «Василий Теркин», «По праву памяти»------------------------------- 2 8. Б. Пастернак. Стихи. «Доктор Живаго»------------------------------------------------------------- 4 9. Вл. Набоков. «Другие берега» (или избранные рассказы)--------------------------------------- 2 10. А. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор»------------------------ 4 11. Поэзия «шестидесятников» (Б. Окуджава, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Р. Рождественский)--------------------------------------------------------------------- 4 12. В. Шукшин. Рассказы.----------------------------------------------------------------------------------- 2 13. В. Тендряков. Рассказы: «Хлеб для собаки», «Пара гнедых»----------------------------------- 2 14. В. Распутин. «Живи и помни» (или «Прощание с Матерой»)---------------------------------- 2 15. А. Приставкин. «Ночевала тучка золотая»---------------------------------------------------------- 4 16. Поэзия последних десятилетий (В. Высоцкий, Н. Коржавин, И. Бродский и др.)---------- 4 17. Современная проза: имена и тенденции (Л. Петрушевская, Ф. Искандер, Ю. Буйда, Т. Толстая и др.)----------------------------------------------------------------------------------------------- 4 Формулировки учебно-методических задач, решаемых в рамках каждой темы, учитель найдет в существующих программах и сам выберет те из них, которые сочтет адекватными собственному пониманию и собственной логике построения курса. Наша же публикация призвана помочь по возможности рационально распределить учебное время, так как объем материала чрезвычайно велик, количество отведенных на его изучение часов непропорционально мало, и учитель нередко движется с нарастающим отставанием, не успевая к концу года дойти до современной литературы. Даже там, где на литературу отведено не три, а четыре часа в неделю, при отсутствии четкого планирования неизбежно возникает отставание.
Следует учесть, что из тех 54 часов, которые даются на изучение литературы во втором полугодии, часть времени нужно выделить на работу по развитию речи, на подготовку к экзаменационному сочинению (разработку отдельных тем, составление планов, создание по ним устных сочинений, освоение разных жанровых форм письменных работ) и на написание классных сочинений (хотя бы одного в четверть).
Где взять на это время? Возможно, вместо какой-то обзорной или монографической темы, которую учитель сочтет не самой актуальной. Возможно (и это лучший вариант) в рамках одной из тем и за счет уроков русского языка.
Например, уроки по творчеству А.И. Солженицына можно распределить следующим образом:
1. Жизненный и творческий путь А.И. Солженицына. Роль писателя в судьбе страны. История создания и публикации рассказа «Один день Ивана Денисовича».
2. Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича». 3. Анализ рассказа «Матренин двор». 4. Р/р. Коллективная работа над темой «“Самостоянье человека” перед лицом безжалостных обстоятельств и жестокой судьбы» (выстраивание логики размышления, составление плана, подбор цитатного материала и т.д.). Тема, разумеется, может быть и другой.
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu |
К 200-летию
Выпуск № 27 (2014)И. С. Тургенева Архив «Филолога»: Выпуск № 26 (2014) Выпуск № 25 (2013) Выпуск № 24 (2013) Выпуск № 23 (2013) Выпуск № 22 (2013) Выпуск № 21 (2012) Выпуск № 20 (2012) Выпуск № 19 (2012) Выпуск № 18 (2012) Выпуск № 17 (2011) Выпуск № 16 (2011) Выпуск № 15 (2011) Выпуск № 14 (2011) Выпуск № 13 (2010) Выпуск № 12 (2010) Выпуск № 11 (2010) Выпуск № 10 (2010) Выпуск № 9 (2009) Выпуск № 8 (2009) Выпуск № 7 (2005) Выпуск № 6 (2005) Выпуск № 5 (2004) Выпуск № 4 (2004) Выпуск № 3 (2003) Выпуск № 2 (2003) Выпуск № 1 (2002) |