Главная > Выпуск № 3 > Любовь Николаевна Кадрова: "Урок литературы - это всегда диалог"

Любовь Николаевна Кадрова: «Урок литературы – это всегда диалог»

На первый взгляд, всё из года в год в жизни учителя повторяется: подготовка к урокам, сами уроки, проверка тетрадей, дружба и конфликты с учениками, приятные и неприятные встречи с родителями, нервотрепка из-за очередных министерских новаций или департаментских проверок и т.д. и т.п. Но это только внешняя канва учительской судьбы. А по существу, для настоящего, думающего, требовательного к себе, ищущего учителя все каждый раз заново, словно впервые, потому что духовно растет, меняется он сам, потому что новые требования предъявляют новые ученики, потому что настоящий учитель никогда не утрачивает в будничной суете ощущения необъятности и сложности жизни – своей и чужой – и ведет своих учеников именно по жизни, а не просто от параграфа к параграфу, от задачки к задачке.

С каким настроением, с какими планами встречают новый учебный год наши коллеги – филологи?

Мы спросили об этом у Любови Николаевны Кадровой – директора средней школы № 99, учителя русского языка и литературы. Вот некоторые из ее суждений в канун очередного первого сентября.
 
О себе
Учительство – моё призвание, а литература – любовь на всю жизнь. Теперь я могу это сказать уверенно. Я не думала быть директором школы, но «изнанку» профессии – судьбы! – немного знала: моя бабушка, Н. С. Карпова, 40 лет была директором школы, а в годы Великой Отечественной войны ещё и совмещала эту должность с должностью председателя колхоза. Ей звонили, с ней советовались, приходили в гости пятидесяти-, шестидесятилетние её ученики. Я ею гордилась и всегда чувствовала её профессию изнутри. Она любила детей, школу. Однажды она сказала мне, что учителем и директором можно быть только тому, кто никогда не будет ждать благодарности детей или взрослых. Я всегда помню и эти её мудрые слова: «Учительствовать – открывать человека в человеке».

Директором быть сложно, иногда хочется всё бросить, но – как у В. Маяковского: «…Идешь, взялось идти…» А отказаться от преподавания литературы – невозможно.
 
О своей школе
В 1953 году в микрорайоне Краснова открылась восьмилетняя школа, которая сразу стала его культурным центром. В 1985 году мы стали десятилеткой. А в этом году нам исполняется 50 лет. Конечно, готовимся отметить юбилей: собираем материалы по истории школы, разыскиваем ее давних и недавних выпускников, соответственно настраиваем учеников сегодняшних.
 
Об уроке литературы
Не секрет, что ребята сейчас читают мало (и даже плохо, а если вслух, то невыразительно). Мне кажется, нужно не готовить их к будущей жизни, а проживать с ними настоящую, не навязывать им готовые оценки, а читать и рассуждать вместе с ними.

Я словесник в третьем поколении, и единственной ценностью в нашем доме были книги. Читала «запоем» и всё подряд. Школа, по-моему, должна обязательно учить умению свободного выбора. Мне повезло: я этому училась в семье. Мне разрешали читать всё, в том числе и запрещённого тогда Солженицына, а в «Поднятой целине» помогали находить те страницы, на анализе которых я строю разговор со своими учениками и сегодня.
 
Об учителях словесности
Урок литературы – это всегда диалог, и личность учителя значит очень много для ученика.

Словесники в школе – особая каста: преимуществ нет, а ответственности – хоть отбавляй: тетради, огромная нагрузка, нечитающие ученики, обязательные экзамены (переводные или итоговые).

На мой взгляд, талант учителя литературы проявляется прежде всего в умении отбора материала (свобода выбора предполагает и ответственность). Думаю: лучше изучить меньше произведений, но прочитать их вместе с детьми. А ещё важно понимание, что литература – это не просто некие тексты, отражающие жизнь человека в разных условиях бытия, а искусство, в котором нет и не может быть догм.

Словесник, как никто другой, должен быть внимательным к слову. На уроке литературы всегда должно звучать художественное слово, я уверена, что знания нужно извлекать не из дополнительных источников, а из основного – художественного произведения. Я бываю по-детски счастлива и благодарна ученикам, когда они находят в тексте свои «тонкости», которые остались не подмечены мной. К счастью, у меня всегда есть такие ученики – к сожалению, их всегда немного.
 
О «рыночных» предложениях школе
Я крайне отрицательно отношусь к изданиям кратких пересказов текстов классической литературы. Читать это – все равно что рассматривать картины в полутемной комнате. На мой взгляд, такие издания обладают огромной разрушительной силой ещё и потому, что заставляют учеников думать: раз так написано и издано, значит, так можно. Уверена, не помогают детям и готовые сочинения – напротив, они развращают, внушают равнодушно-потребительское отношение к процессу учения: зачем думать и рассуждать, тратить время, когда проще списать?

Безответственность детей начинается с безответственности взрослых, зарабатывающих в данном случае на разрушении молодых душ, так как такие издания не помогают школьникам, а, наооборот, отвращают их от литературы.

Методический рынок тоже изобилует некачественными, непрофессиональными предложениями. Но в то же время появляется и много нужного, интересного. Это сейчас много литературы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. А совсем недавно мы в основном пользовались материалами профессора ПГУ Т. Б. Трошевой, которые нам очень помогли. Использую я и другие интересные методические рекомендации пермских педагогов – например, по планированию уроков (в частности М. А. Лебедевой) или материалы по организации работы над определенной темой. Так, опубликованный опыт работы учителя средней школы № 92 С. М. Ивановой по изучению творчества Маяковского помог мне организовать уроки с применением проектного метода по данной теме – на мой взгляд, это интересно. Это не значит, конечно, что я бездумно копирую чужое – я просто получаю дополнительный импульс для самостоятельного поиска.

Опытный, ищущий учитель всегда захочет «шагнуть» дальше «шпаргалки». Опасность превращения творческого педагога в ремесленника есть, конечно, но, надеюсь, невелика.
 
О ЕГЭ по русскому языку
Нововведение восприняли по-разному. Мне кажется, что учителя отреагировали более нервно, более эмоционально, чем ученики. Преимущества у такой формы экзамена есть: объективность, малозатратность педагогического времени во время экзамена, совмещение школьной и вузовской аттестации – последнее, как я думаю, мотивирует учащихся к обучению, не дает им расслабляться. Но этот же самый фактор может быть причиной нервного срыва. В таких ситуациях для выпускников очень важна поддержка психологической службы в школе.

Я считаю, что у нас в школе всё было сделано для успешного проведения аттестации (психологические тренинги, консультации, четкость и своевременность информирования), и в целом результатами ЕГЭ мы довольны. Двоек нет, из 18 человек, сдававших экзамен по русскому языку, все подтвердили годовые отметки. Но поволноваться, конечно, пришлось – как учителю без этого?..

Следует сказать, что вузы города, в том числе ПГПУ, сделали многое для обучения учителей методике работы с тестами. К тому же выпускники этого года уже имели опыт подобной проверки знаний по русскому языку, так как участвовали ранее в региональном тестировании, поэтому особого страха перед экзаменами не испытывали.
 
О читательских предпочтениях
Настольной книгой у всей семьи являются рассказы М. Зощенко. Вообще я любитель «малого» жанра. И. Бунина полюбила, когда, будучи ещё восьмиклассницей, прочитала рассказ «Красавица». Это было потрясением и открытием художника одновременно. Безусловно, Бунин –  мой писатель, как Булгаков, Астафьев. Влюблена в распутинских старух («Прощание с Матёрой» –  одно из моих любимых произведений). В. Быков, на мой взгляд, – уникальное явление в литературе. Ребята читают его повести с удовольствием, и уроки по творчеству В. Быкова всегда особенные. Мне даже кажется, что на них дети становятся взрослее, мудрее, что ли. Из зарубежных классиков люблю Э. М. Ремарка. Летом с удовольствием летом прочитала П. Коэльо, рассказы из сборника Т. Толстой «Круг», «Бедных родственников» Л. Улицкой. Различная манера письма, разные художественные миры, но всё – о смысле бытия, о поисках истины, о желании и необходимости быть счастливым.

А вообще мне кажется, что современная литература уже не может сказать ничего абсолютно нового о человеке, хотя по-прежнему даёт понять, что нет предела человеческому совершенству, что всегда есть возможность выбора. И я рада, что сегодня мне предоставлено право выбора произведений для изучения, а я, в свою очередь, даю право выбора своим ученикам.
 
О журнале «Филолог»
Журнал, на мой взгляд, интересный, актуальный, разносторонний. Он затрагивает именно те проблемы, которые реально волнуют сегодняшнего учителя словесности, то есть помогает искать ответы на самые насущные для нас вопросы как в области филологии, так и в методике. Немаловажно и то, что на страницах журнала, помимо «большой», классической, литературы, представлена литература пермская, а также литературное и лингвистическое краеведение. Очень интересны публикации культурологического плана. Учителям такой журнал нужен. Ждем каждый новый выпуск.
 
Пожелания
Я от всей души желаю коллегам прежде всего семейного благополучия, обязательно здоровья и – непреходящего желания работать творчески, с отдачей, с душой. Очень хочу, чтобы все: и дети, и учителя – каждый день шли в школу с удовольствием и чувствовали себя защищёнными.
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2004)
Выпуск № 6 (2004)
Выпуск № 5 (2003)
Выпуск № 4 (2003)
Выпуск № 3 (2002)
Выпуск № 2 (2002)
Выпуск № 1 (2001)