Главная > Выпуск № 3 > Парадокс

Людмила Грузберг

Парадокс

Термин парадокс и его дериваты парадоксальность и парадоксальное принадлежат к особым единицам: в истории их бытования с удивляющей отчетливостью отразилась эволюция человеческого мировидения, интеллектуальной деятельности, мышления и рефлексии. Парадокс восходит к древнегреческому paradoxos, что означает «неожиданный, странный»1, и многими современными справочными изданиями и исследователями рассматривается как синоним терминов антиномия, противоречие. Ср.: «…В логике парадокс понимается как синоним терминов «антиномия», «противоречие»2; «В логике парадоксами (или антиномиями /…/) называются высказывания, в точном смысле слова противоречащие логическим законам»3; «Есть мнение, что парадокс близок к понятию антиномии /…/»4 и т. п.
 
Традиционно понимая под антиномией сочетание двух взаимопротиворечащих суждений об одном и том же объекте, каждое из которых истинно относительно этого объекта и каждое из которых допускает одинаково убедительное логическое обоснование, подчеркнем, что антиномичное суждение есть результат особого осмысления реальности и реалий, особого взгляда на объект и мир в целом – как на единство, гармонию противоположностей, как на целое, целостность которого не только не разрушается, а, напротив, обеспечивается взаимодействием противоположных составляющих5. Антиномичность непременно сопряжена с нетривиальностью, нестандартностью восприятия, осмысления и оценивания всего сущего и происходящего (вспомним пушкинское «И гений – парадоксов друг»), т. е. антиномия парадоксальна по своей сущности. Как отмечает В. И. Курбатов, парадоксальность всегда возникает «при попытках объяснить гармонию противоположных начал»6.
 
Тем не менее антиномию (А) и парадокс (П) не следует отождествлять. Главное отличие А от П в том, что антиномия не дана нам в непосредственном опыте, она не воспринимаема органами чувств, с ней не соотнесены никакие реалии, события, предметы. Антиномия есть результат работы мысли, особого (повторимся), нестандартного осмысления действительности, особого взгляда на мир. Антиномия «материализуется» только в вербальной форме, в виде суждения, умозаключения, высказывания (реже – в словосочетании и даже в слове: печальное веселье, трагикомедия, светотень и т. п.). Антиномия – категория гносеологическая, это особый принцип и прием познания, один из важнейших способов приближения к истине. Парадоксальное же – онтологично. Независимо от сознания воспринимающего субъекта в мире происходят парадоксальные события, люди совершают парадоксальные поступки, и в целом в ходе истории и эволюции много парадоксального. Говоря о парадоксе, необходимо различать парадокс как объективное явление – неожиданное, не соответствующее распространенным представлениям – и парадоксальное высказывание, заключающее в себе мысль оригинальную, противоречащую тривиальной логике, а иногда – на первый взгляд – и здравому смыслу.
 
Среди парадоксальных высказываний немало таких, которые, пройдя через тексты мировой культуры или будучи отшлифованными благодаря многовековому бытованию  в устном народном творчестве, сделались прецедентными текстами, например: «Война – такое же наказание для победителя, как и для побежденного» (Т. Джефферсон); «Тот, кто применяет силу, доказывает свою слабость» (Р. Тагор); «Когда мы скажем, что никогда не будем господами, тогда мы покончим с рабством» (Б. Шоу); «Кто отрицает решительно все, тот ничего не отрицает» (Д. Писарев); «Ничего не делать – очень тяжелый труд» (О. Уайлд); Плавать по морям необходимо, жить не необходимо (античн.); Лучший способ избавиться от искушения – поддаться ему; От любви до ненависти – один шаг; Хочешь мира – готовься к войне (античн.); Тише едешь – дальше будешь; Большой камень – знак того, что им не ударят (перс.); У плотника дверь всегда сломана (араб.); Если я не молодец, то свинья не красавица и мн. др.
 
Хороший словесный парадокс краток, «четко сформулирован, логически завершен, эффектен и афористичен»7. Парадокс способен «убеждать и впечатлять независимо от глубины и истинности высказывания, поскольку обладает чертами оригинальности, дерзости и остроумия»8. Свойственные парадоксу неожиданность выводов, несоответствие их «естественному ходу мысли»9 делают парадокс одним из существенных атрибутов ораторского искусства, действенным приемом полемики, сатиры, пародии. Парадокс есть свидетельство самобытности, независимости суждений и нередко используется  «для борьбы с устаревшими канонами, с охранительными устоями»10. «Там, где складывается парадокс, появляются новые перспективы для исследования, парадокс – это всегда выход познания на новый уровень постижения сущности чего-либо, парадоксы обычно затрагивают основание науки вообще, выводят на новый уровень междисциплинарного синтеза, на уровень методологии научного познания»11.
 
В зависимости от того, чем обусловлена парадоксальность, парадоксальные высказывания (ПВ) могут быть подразделены на следующие группы:
1. Парадоксальность обусловлена антиномичностью высказывания: «Люди жестоки, но человек добр» (Р. Тагор); «Я всеми принят, изгнан отовсюду» (Ф. Вийон); Сила женщины – в ее слабости и т. п.
2. Парадоксальным может быть высказывание, в котором нарушены причинно-следственные связи, отчего следствие, вывод не вытекают из посылки, условия: Верю, потому что абсурдно (античн.); Если я не молодец, то свинья не красавица; «Этого не может быть, потому что не может быть никогда» (А. Чехов); «Не верьте сказкам: они были правдой» (Ст. Ежи Лец) и т.п.
3. Парадоксальность порождается сознательным объединением разноплановых, гетерогенных начал: Лучше переесть, чем недоспать; Рыть канаву от забора и до обеда; Не путай мыльницу с медным самоваром; Что не делают у нас – делают не так; Искать надо не там, где потерял, а там, где светло и др.
4. Парадоксальность создается утверждением чего-либо, обратного житейскому опыту, прямо противоположного ожидаемому: Дураков работа любит; На упрямых воду возят; В объезд – так к обеду, а прямо, так, дай бог, к ночи.
5. Парадоксальность обусловлена использованием литоты вместо ожидаемой гиперболы: Пей чай, наводи шею, как бычий хвост; Поправилась в лебёжью кость (оба последних примера зафиксированы в диалектных материалах, собранных в Пермской области). ПВ, характерные для групп 4 и 5, обычно используются как средство иронии или самоиронии.
6. «Взрывание изнутри» общеизвестных выражений также может приводить к парадоксальности: «Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра» (О. Уйалд); Что ни делается, все к лучшему в этом худшем из миров; Хотели как лучше, а получилось – как всегда; Если в кране нет воды, воду выпил Чубайс (высказывание самого А. Б. Чубайса) и т.п.
7. Парадоксальность может быть результатом языковой игры: «Сто раз я нажимал курок винтовки, а вылетали только соловьи» (Б. Окуджава); Никогда не говори «никогда» и др.
 
Приведенные примеры гармонично коррелируют со следующим определением ПВ: «Парадоксальными принято называть любые неожиданные высказывания, особенно если неожиданность их смысла выражена в остроумной форме»12.
 
Огромную роль в освещении, постижении и преобразовании/развитии феномена парадокса и понятия парадоксальности играет художественная литература. Сверхкратко – в соответствии с жанром нашей статьи (словарной статьи энциклопедического словарика) – изложим ряд свидетельств-аргументов.
 
Будучи отражением жизни как таковой, ее многогранности, гармонии и противоречивости, ее глубинной неоднозначности, литература с неизбежностью воплощает жизненные и житейские парадоксы:
«Сегодня льстит надежда лестна,/ А завтра где ты, человек?» (Г. Державин); «Ты и убогая, ты и обильная,/ Ты и могучая, ты и бессильная,/ матушка Русь!» (Н. Некрасов); «Мы то всего вернее губим,/ Что сердцу нашему милей» (Ф. Тютчев); «То – берег, то – море,/ То – солнце, то – вьюга,/ То – ласточки, то – воронье» (Б. Окуджава) и т.д.
 
Философски осмысляя диалектику бытия и человеческой души, мастера слова приходят к единственно верным – парадоксальным – выводам и заключениям: «Я царь, я раб, я червь, я Бог!» (Г. Державин); «Люди жестоки, но человек добр» (Р. Тагор); «Я слишком рано отрекся и проклинал Тебя, вместо того чтобы быть благодарным. Господи, но и Ты согрешил предо мною. Ты заставил  меня страдать свыше моих сил /…/ Если сравнить мои грехи и Твои, то увидишь, что Ты у меня в долгу. Но поскольку сегодня День Покаяния, прости меня, и я прощу Тебя /…/»13 (Пауло Коэльо).
 
Иногда парадоксальность становится художественно-смысловым и художественно-структурным стержнем поэтического произведения, что характерно для произведений, принадлежащих к философскому метажанру (термин Р. С. Спивак14). В качестве примера – фрагменты из двух поэтических произведений:
«От жажды умираю над ручьем;/ Я плачу от любви, смеюсь от пеней;/ Я всюду дома, мой же темный дом – / Страна изгнанья, скорби и томлений;/ Мне темен свет, ясны и близки тени;/ Мне из людей всего понятней тот,/ Кто лебедицу вороном зовет;/ Я сомневаюсь в явном, верю чуду;/ Нагой, как червь, пышней я всех господ;/ Я всеми принят, изгнан отовсюду»15 (Ф. Виньон).

«Поэт – у древа времени отросток./ Несчастный, но заносчивый подросток./ Обиженный, но гордый старичок./ Кусок коры. И ветка, и сучок./ Поэт – у древа времени садовник./ Босой, как нищий. Важный, как сановник,/ Носящий на груди свою беду,/ Просящий «подожди» свою звезду…/ Поэт – у древа времени воитель./ Чужой и тощей почвы освоитель./ Поэту поклонялись племена, /Поэту покорялись времена»16 (В. Долина).
 
Парадоксальность великолепна тем, что – как художественный прием – она способна коррелировать как с комическим (юмористическим), придавая ему особую отточенность и блеск, так и с трагическим, пронзительно утяжеляя бездну трагедии. Ср.:
– с одной стороны, «…Если у вас нет собаки,/ Ее не отравит сосед…/…И жена не уйдет к другому,/ Если у вас нет жены…/ Если у вас нету тети,/ Ее вам не потерять,/ И если вы не живете,/ То вам и не умирать...» (А. Аронов);


– с другой – «Человек создан для счастья, как птица для полета», – произносит беспомощный нищий калека… (В. Короленко. «Парадокс»).
 
Действие парадоксальности само по себе парадоксально: так, сюрреалистская коллизия, описанная Патриком Зюскиндом в романе «Аромат» (в других переводах – «Парфюмер»), повествующая о том, как толпа, испытывая чувство буквально всесокрушающей любви к своему кумиру, одержимому манией господства над человечеством, разорвала, растерзала его на куски, и каждый сожрал свой кусок кумира, – эта коллизия в определенной мере теряет свою сюрреалистичность, она становится – по крайней мере в общепсихологическом плане – понятнее, «объяснимее» и тем самым реалистичнее после заключительных строк романа: «В их мрачных душах вдруг стало приятно и весело. И на их лицах появился нежный /…/ румянец – от счастья /.../ Они были чрезвычайно горды. Они впервые совершили что-то из чувства любви»17
 
Наиболее глубинно-парадоксальным в мировой художественной культуре является, по нашему мнению, образ дьявола, и прежде всего две гениальные интерпретации его – у Гете и Булгакова. И Мефистофель, и Воланд – «часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Этот великий парадокс мог быть осознан, а значит – порожден только великим интеллектом, что делает честь Человеку Вообще, Человеку как таковому. Отметим еще один глубинный парадокс, свойственный этим фигурам: они нечеловечески могущественны и… сдаются перед человечностью, они прощают тех, кто страданием искупил свой грех, и наказывают тех, кто заслужил и Божью кару...
 
Великая литература формирует у человека мировидение, при котором взору открывается обыкновенное чудо, очевидное в то же время есть невероятное, идеальное живет в реальном, будущее может трагически превратиться в прошлое (вспомним «Кысь» Т. Толстой), а понедельник начаться в субботу (Стругацкие). В этом мире есть предсказатели прошлого, есть место светлой печали и горькому веселью, здесь иногда вспоминают будущее. Лучшие люди этого мира просят своего зеленоглазого Бога Каину дать раскаяние, рвущемуся к власти – навластвоваться всласть, счастливому – денег, а умному – конечно же, голову. Драматичный и прекрасный парадоксальный мир. И Земля еще вертится. Хоть это ей странно самой.
 
-----
1. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2001. С. 508.
2. Большая Советская Энциклопедия. М., 1975. Изд. 3. Т. 19. С. 175.
3. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 47.
4. Курбатов В. И. Философия в парадоксах и притчах. Ростов-на-Дону, 1996. С. 393.
5. Подробнее об антиномии см.: Грузберг Л. А. Антиномия // Филолог. Пермь, 2003. № 2. С. 33-34.
6. Курбатов В. И. Указ. соч. С. 404.
7. Краткая литературная энциклопедия. М., 1968. Т. 5. С. 592.
8. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 267.
9. Большая Советская Энциклопедия. Указ. изд. С.175.
10. Краткая литературная энциклопедия. Указ. изд. С.592.
11. Курбатов В. И. Указ. изд. С. 404.
12. Философский энциклопедический словарь. Указ. изд. С. 478.
13. Пауло Коэльо. Пятая гора. М., 2001. С. 239.
14. См.: Спивак Р. С. Русская философская лирика. Проблемы типологии жанров. Красноярск, 1985.
15. Франсуа Вийон; пер. И. Эренбурга. François Villon. Еuvres. Moscou, 1984. С. 342.
16. В.Долина. Виденье о розе. СПб., 1997. С. 76.
17. Patrick Sűskind. Das Parfum [и другие произведения]. Киĭв, 1995. С.272.
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2005)
Выпуск № 6 (2005)
Выпуск № 5 (2004)
Выпуск № 4 (2004)
Выпуск № 3 (2003)
Выпуск № 2 (2003)
Выпуск № 1 (2002)