Главная
>
Выпуск № 4
>
Методические рекомендации к изучению романа Алексея Иванова "Сердце пармы"
Методические рекомендации
к изучению романа Алексея Иванова «Сердце пармы»
Разговор об этой книге, на наш взгляд, будет уместен и в рамках курса современной литературы в одиннадцатом классе, и на уроках внеклассного чтения в девятом или десятом классе, вполне возможно и изучение отдельных глав («Талая Вода», «Беличьи гнезда») в восьмом, девятом классах.
Предлагаем ориентировочную вопросно-тематическую раскладку материала, которую учитель, разумеется, может как угодно трансформировать с учетом конкретной ситуации.
История и миф в романе Алексея Иванова «Сердце пармы».
Искусство повествования
1. Когда и где происходит действие романа? (Хорошо бы сопоставить три карты Пермского края: современную, историческую и «художественную» – составленную самими ребятами на основании романа.)
2. Какие художественно-изобразительные средства заставляют ощутить живое дыхание пермского средневековья? (Следует обратить внимание на особенности языка, предметы описаний и способы описаний, своеобразие персонажного мира.)
3. Какие исторические события запечатлены в книге Алексея Иванова? Как преподносятся эти события в общеизвестных исторических источниках?
4. Совпадают ли историко-документальная и романная интерпретации эпохи (в том числе общеизвестный и художественный образы Ивана III)?
5. Какую роль в романе играют легенды (мифы): сколько их? какого они происхождения? как вводятся в повествование? как соотносятся с «реальностью», с судьбами и характерами героев?
6. Назовите и представьте «былинных» героев романа. (Помимо упомянутых в статье, не забудьте анфаловского есаула Кривоноса с женой и сыновьями /глава «Лютожирый»/ – здесь напрашивается аналогия с супругами Мироновыми из «Капитанской дочки» А.С. Пушкина; а также братьев-пермяков Гачега и Лунега, которые во время чердынского противостояния обрушили на себя мост и тем ослабили натиск вогулов на крепость).
7. Какую художественную задачу выполняют мистические персонажи?
8. Как художественно решается в романе проблема межнационального, межконфессионального сосуществования? (В художественном мире произведения на равных уживаются разноприродные элементы: история, миф и мистика, лирика, психологизм и эпика; сочетание средств делает картину ярче, прекраснее, убедительнее – соответственно многоликий и разноязыкий мир значительно богаче однообразно усредненного. NB: обратите внимание на юмористическую миниатюру о вражде двух князьцов – Чикаля и Камая – в главе «Талая Вода»; очень наглядная и поучительная история!)
Пермский Гамлет
(личность и судьба князя Михаила)
1. Что дает нам основание считать князя Михаила главным героем романа? (Следует обратить внимание на логику разворачивания сюжета и организацию системы персонажей.)
2. В чем особенности изображения этого героя? (Место и роль портретных характеристик, психологический рисунок, участие в создании образа мифологических и мистических элементов и т.д.)
3. Какие влияния и события сформировали Михаила как личность? Как видел его будущую миссию отец и как готовил сына к исполнению этой миссии?
4. Как и чем завоевывал Михаил уважение своих подданных? (Способы сбора дани, поход на Пелым и т.д.)
5. Чем принципиально отличается отношение Михаила к людям и событиям от отношения других героев?
6. Что делает Михаила похожим на шекспировского Гамлета, на князя Андрея Болконского? (Аристократизм духа: непрестанное и напряженное искание истины, беспокойная совесть, чувство личности, сознание ценности и уникальности человеческого бытия.) Какие оценки, рассуждения, вопросы Михаила свидетельствуют о его человеческой неординарности, об устремленности к познанию сути вещей, о его христианской нравственности?
7. Какую роль в судьбе Михаила играет любовь к Тиче? Есть ли реалистическая подоплека под мистическим решением любовного сюжета?
8. Как ведет себя князь перед лицом опасности? В чем видит свою задачу во время защиты Искора, при осаде Чердыни? Как относится к войне, насилию вообще?
9. Как он переживает московское пленение? Почему пережитое в Москве подано ретроспективно на фоне его одинокого возвращения речными путями домой?
10. Какая историческая миссия отведена Михаилу? Какими средствами он ее осуществляет и как оценивает? Почему отказывается от славы крестителя?
11. Как характеризуют князя Михаила его соратники и враги? (Имеется в виду прежде всего сам факт их наличия рядом или поодаль, их «качество», а уже затем – их прямые оценки Михаила.)
12. Каковы личные и исторические итоги судьбы пермского князя?
13. Что обнажает в личности и судьбе Михаила сопровождающий его сказочный лирический рефрен: «Котик-братик, котик-братик, несёт меня лиса за синие леса…»
Путешествие по Талой Воде,
или опыт постижения мира
в романе Алексея Иванова «Сердце пармы»
Если глава «Талая Вода» изучается в отрыве от целого, нужно ввести ребят в курс дела, коротко представив роман, обозначив в нем место княжича Матвея и его наставника-проводника Васьки Калины и объяснив цель их путешествия. Если же это один из уроков в рамках целостного изучения романа, следует начать с вопроса о том, чем отличается юный Матвей от своего отца Михаила в том же возрасте и чем обусловлено это отличие. Следует объяснить, почему предыдущая глава о Матвее называется «Горе княжения», и поразмыслить о том, какую роль сыграл Матвей в судьбе ясырки Маши и насколько это для него характерно.
Далее обсуждение может двигаться на основе следующих вопросов:
1. Почему мы видим Матвея в начале главы глазами Васьки Калины? Помогает ли это нам пристальнее вглядеться в героя или, напротив, мешает непредвзято его оценить? Почему Калина решил сопровождать мальчишку на ярмарку в Ибыр?
2. Какими путями Матвей и Калина движутся к цели? (Природными – прежде всего речными – и историко-мифологическими.)
3. По каким рекам они плывут? Какие картины открываются их взору? (Хорошо бы этот путь показать на карте, изобразить схематически, чтобы не только мысленно его проследить, но и хоть немножко прочувствовать физически.)
4. Какие историко-мифологические глубины открываются перед Матвеем благодаря рассказам Калины? Какую задачу выполняет мистическое наполнение сюжета?
5. Какие нравственные вопросы решают путешественники? В чем и почему расходятся княжич и Калина? Какие поступки Матвея объяснимы возрастом, норовом, а какие характеризуют его как личность?
6. В связи с чем Калина говорит: «Удивляюсь я тебе /…/. На чём ты стоишь? Ни единого ведь корешка нету!» (361) Справедливы ли эти слова?
7. Какова авторская позиция в вопросе о ценностном соотношении разных национально-религиозных миров? Как эта позиция художественно воплощена? (Следует, в частности, внимательно проанализировать заключительные диалоги – о «приоритете топоров над девками» и о значении неоплаченных долгов – и вникнуть в их притчевый смысл.)
8. Как расценить итоги и смысл совершенного путешествия? Подтвердил ли Матвей собственное утверждение: «Никто меня не остановит!» (372)? Как соотносится полученный им урок с его негодующе-уничижительными отзывами об отце? Заслужил ли Матвей заключительную аттестацию Калины: «…Князь ты драный!» (390).
9. С каким «эмоциональным остатком» завершает это путешествие с героями читатель?
Тех, кто читал весь роман, кроме того, спросим:
- Как Матвей организует порученную ему отцом защиту Покчи? Сравните его поведение, организацию жизни в крепости, отношение к людям с соответствующими проявлениями отца.
- Какую миссию возлагает на сына князь Михаил во время осады Чердыни?
- Почему Матвей соглашается на роль отцеубийцы? Какова мера его личной ответственности за гибель Михаила?
- Есть ли в отчуждении и предательстве сына вина отца?
При обсуждении темы
«Образ родины в романе Алексея Иванова “Сердце пармы”»
стоит учесть содержание двух диалогов.
1. Разговор Полюда и Калины:
« – Когда же эта земля и нашей станет? Храмы и города на ней строим, крестим её, живём здесь уже сколько лет – когда же она и нашей станет?
– Когда на три сажени вглубь кровью своей её напоим» (112).
2. Разговор Зыряна и Вольги:
« – /…/ Все душевные болезни лечатся любовью к родине. Перестань врать себе и другим, трезво оглядись по сторонам и зажги в своем сердце эту любовь – ты удивишься, насколько проще тебе станет жить и как ясен сделается мир.
– Как я зажгу эту любовь? – недоверчиво спросил Вольга. – И к чему?
– Родину не надо искать или выбирать. Она найдётся сама, когда ты будешь готов принять её» (290).
|
К 200-летию
И. С. Тургенева
Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014) Выпуск № 26 (2014) Выпуск № 25 (2013) Выпуск № 24 (2013) Выпуск № 23 (2013) Выпуск № 22 (2013) Выпуск № 21 (2012) Выпуск № 20 (2012) Выпуск № 19 (2012) Выпуск № 18 (2012) Выпуск № 17 (2011) Выпуск № 16 (2011) Выпуск № 15 (2011) Выпуск № 14 (2011) Выпуск № 13 (2010) Выпуск № 12 (2010) Выпуск № 11 (2010) Выпуск № 10 (2010) Выпуск № 9 (2009) Выпуск № 8 (2009) Выпуск № 7 (2005) Выпуск № 6 (2005) Выпуск № 5 (2004) Выпуск № 4 (2004) Выпуск № 3 (2003) Выпуск № 2 (2003) Выпуск № 1 (2002) |