Главная > Выпуск № 5 > Новый учебник по русскому языку для старшеклассников

Татьяна Пахнова

Новый учебник по русскому языку для старшеклассников1

Название нового учебника русского языка может сначала показаться непривычным – учебник-практикум. Почему практикум? А если практикум, то может ли эта книга быть одновременно и учебником? На эти вопросы учитель-словесник найдет ответ, если познакомится с программой, тематическим планированием и, конечно, самим учебником. Работа по новому учебнику, созданному А. Д. Дейкиной и Т. М. Пахновой, не потребует от учителя необходимости переучиваться. Учебник-практикум логично, преемственно продолжает то, что было изучено в 5-9 классах (по любому из вариантов действующих учебников). Вместе с тем, занимаясь по учебному комплекту А. Д. Дейкиной и Т. М. Пахновой, старшеклассники смогут не только повторить, обобщить изученное, но и углубить, расширить свои знания, а главное – научиться применять эти знания в речевой практике, станут лучше писать сочинения, изложения, подготовятся к устному экзамену, к ЕГЭ. Новый учебник помогает добиться результатов обучения: в этом убеждает то, как старшеклассники сдают выпускные экзамены, как они пишут сочинения, изложения, диктанты, поступая в вуз. А главный результат, который невозможно измерить отметками, баллами, – это любовь к Слову, понимание каждым учеником того, что родному языку мы учимся всю жизнь и что от этого в большой мере зависит наша судьба, это приобщение через язык к особенностям национальной культуры.
 
Учебник помогает преподавателям-словесникам успешно решить задачи, связанные с реализацией современных подходов к совершенствованию системы филологического образования: осуществление личностно-ориентированной, культурологической направленности, развитие творческих, исследовательских способностей учащихся, включение школьного курса русского языка в единую систему непрерывного образования «школа – вуз». Созданный два года назад, учебник находит широкое применение как в обычных классах, так и при проведении эксперимента, связанного с профильным обучением в старших классах. Учебник, в котором более 400 страниц, 541 упражнение, дает возможность выбора материала как учителю, так и ученику. Для старшеклассника открываются возможности приобщения к самостоятельной работе при подготовке к урокам-семинарам, к сочинениям, к экзаменам. Эта самостоятельная деятельность становится доступной для каждого школьника, так как она умело направляется всей системой практического и теоретического материала: это и материал для самопроверки, и образцы выполнения заданий, и разнообразные памятки («Как начать текст», «Как сделать цитату органической частью текста», «Как редактировать текст /работа над черновиком сочинения, изложения/», «Лексический разбор слова», «Лексический разбор текста», «Основные средства связи между предложениями в тексте», «Средства художественной выразительности», «Как доказать многозначность слова», «Как подготовиться к выразительному чтению», «Как анализировать поэтический текст», «Как доказать принадлежность текста к художественному (публицистическому) стилю», «Что такое медленное чтение» и т. д.).
 
Практический материал учебника – это «мир текстов», погружаясь в который школьник оказывается приобщенным к пространству культуры, учится вести диалог с текстом, что помогает увидеть жизнь слова в тексте, развивает чувство языка, любовь к слову. Именно чувство слова, языковая интуиция становятся основой совершенствования уровня речевого развития, помогают стать грамотным в широком понимании смысла этого слова. Занимаясь по учебнику в классах гуманитарного профиля, учитель найдет в нем материал не только для уроков, но и для проведения спецкурсов, курсов по выбору. Используя учебник в обычных классах, учитель увидит результаты в том, как совершенствуется подготовка школьников в области орфографии, пунктуации, развития речи, слова и текста, курса русского языка и литературы – это те ключевые направления, которые отражают особенности учебника-практикума для старших классов.
 
-----
1. Дейкина А. Д, Пахнова Т. М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. М.: Вербум-М, 2001–2003.
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2005)
Выпуск № 6 (2005)
Выпуск № 5 (2004)
Выпуск № 4 (2004)
Выпуск № 3 (2003)
Выпуск № 2 (2003)
Выпуск № 1 (2002)