Главная > Выпуск № 5 > "Звездочет с планеты детства" (урок внеклассного чтения в 5 классе по произведениям Льва Ивановича Кузьмина)

Ольга Базанова

«Звездочет с планеты детства»
(урок внеклассного чтения в 5 классе
по произведениям Льва Ивановича Кузьмина)

Одним из основных противоречий современной школьной действительности ученые считают противоречие между книжной культурой получения знаний обучающих и телевизионно-компьютерной культурой обучающихся. Хотим мы того или нет, новые технологии все ощутимее вторгаются в нашу жизнь. Для современного школьника компьютер стал естественной составляющей его жизни. Задача учителя (в том числе и учителя русского языка и литературы) – не противиться этому явлению, а разумно использовать те возможности, которые предоставляют образовательному процессу информационно-коммуникационные технологии. Думаем, не стоит бояться того, что «электронный учитель» заменит реального педагога, живое человеческое общение. Компьютер может стать надежным помощником в создании ярких, запоминающихся образов, повышении интереса к изучению предмета. Он позволяет использовать не только статичные картинки, как в обычных учебниках, но и звук, видеоряд, анимационные фрагменты.
 
Современные электронные пособия по литературе дают возможность педагогу и ученику «из глубинки» обратиться практически к любому произведению классической и современной литературы, заглянуть в нужный словарь, что немаловажно при сегодняшней нелегкой ситуации с пополнением школьных библиотек. Существенно и то, что учитель-гуманитарий, не боящийся компьютера, умело использующий его возможности в преподавании своего предмета, воспринимается учениками как более близкий им, более современный человек.
 
Мы хотим представить опыт использования компьютерного диска на уроке литературы. Диск «Звездочет с планеты детства», посвященный жизни и творчеству известного пермского писателя Льва Ивановича Кузьмина, выпущен Пермской областной детской библиотекой, носящей его имя. Диск содержит полные тексты 374 произведений, 31 фотографию и иллюстрацию, 2 полнометражных мультфильма, видеофрагмент о музее Л.И. Кузьмина, аудиофрагменты в авторском исполнении.
 
Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством пермского писателя Льва Кузьмина.
Задачи:
– расширение читательского кругозора учащихся;
– отработка навыка выразительного чтения стихотворений;
– формирование умения построения монологического высказывания;
– актуализация понятия «жанр».
 
Оборудование:
– обучающий программно-методический комплекс на CD-R «Звездочет с планеты детства» (Пермская областная детская библиотека им. Л. И. Кузьмина, 2001);
– книги Л. Кузьмина;
– сборник «Сказки, живущие в Прикамье» (сост. А. В. Черных; Пермь, 2001).
 
Ход урока

Стихотворение Л. Кузьмина читает наизусть учитель или ученик.

 
Звездочеты
В своём домишке древнем,
С трубою набочок,
Жил в сказочное время
Весёлый звездочёт.
И был он, между прочим,
Не очень-то богат:
Носил зимой и летом
Единственный халат.
Но дело не в богатстве,
Не тем он дорожил!
    В одном прекрасном царстве,
В старинном государстве
Он звёзды сторожил.
Лишь звёздочка случайно
Сорвётся с неба в пруд,
Весёлый караульщик
Немедля тут как тут!
Он звёздочку достанет
Коротеньким сачком,
На печке обогреет
Под старым пиджачком,

И напоит малиной,
И мокрый нос утрёт,
И выпустит обратно
Под синий небосвод.
Подкинет ввысь
И скажет: – Лети!
Свети смелей!
Чем больше звёзд на небе,
Тем на земле светлей! –
И год за годом славно
Трудился звездочёт,
Но вот однажды ночью
К нему явился чёрт.
Явился и уселся
На лавке у окна,
Тихонечко хихикнул:
– Есть дело, старина!
Я тоже звездочётом
Желаю в пекле стать.
Мне звёзд, хоть штучек сорок,
Не сможешь ли продать?
Продашь – разбогатеешь!
Ты звёзды не жалей,
Чем на земле темнее,
Тем лучше для чертей.
Подумал честный сторож:
«Как быть? Что говорить?
Эх, дай-ка попытаюсь
Нахала обхитрить!»
И вслух сказал:
– Ну что же!
Ответ мой очень прост:
Плати волшебный грошик
Получишь сорок звёзд.
Они вот здесь, в печурке.
Их ровно двадцать пар.
Выкладывай монетку –
И забирай товар.
Лишь дай мне обещанье,
Что, если крикнешь “Ой!”,
Я грош возьму,
Но будет
Товар уже не твой.

Чёрт крикнул:
Я согласен –
Подпрыгнул чёрт:
Давай
Чугунную заслонку
Скорее открывай!..
И сунулся к печурке,
Дугою выгнув хвост.
А там, в печурке, угли
Пылали вместо звёзд.
Чёрт угли цапнул сдуру!
Заверещал: – Ой-ой! –
И в тот же миг услышал:
– Товар уже не твой!

И топнул чёрт с досады,
И дверью хлопнул чёрт!
И в кошелёк монетку
Припрятал звездочёт.
Но только не считайте,
Что он богатым стал,
Что он халат атласный
Портному заказал...
Нет, нет.
На этот грошик,
Волшебный, непростой,
Купил он в магазине
Бумаги золотой.

И новых звезд наделал
Из той бумаги сам,
И ловко их приклеил
К высоким небесам.
Он был, как прежде, верен
Пословице своей:
«Чем больше звёзд на небе,
Тем на земле светлей!»
 
Слово учителя. Жил недалеко от нас, в городе Перми, замечательный человек, замечательный детский писатель Лев Иванович Кузьмин. Многим из вас его произведения знакомы с раннего детства: повесть-сказка «Капитан Коко и Зеленое Стеклышко», стихотворения «Звездочеты», «Дом с колокольчиком», «Шагал один чудак». Вам знакомы его герои: король Болтуниан, зябкий человечек, башмаки-простаки, Бубенчиков Яша. Из его сказок и стихов можно узнать, как до небес добраться и даже то, как был весь мир спасен. Настало время поближе познакомиться с этим писателем и даже поговорить с ним.
 
CD. Заставка (песня о звездочете), обращение Л. Кузьмина к читателям.
 
С биографией писателя учащихся знакомит заранее подготовленный ученик.
 
Лев Иванович Кузьмин родился 6 января 1928 года в селе Задорино Костромской области.
 
Мать, Фаина Андреевна, была учительницей, отец, Иван Иванович, – железнодорожным рабочим на маленькой станции Николо-Полома. Он погиб от несчастного случая в начале 30-х годов.
 
Детство писателя прошло в глухих, но поэтических местах, богатых талантливыми людьми.
 
Маленьким мальчиком будущий писатель часто и подолгу жил в лесной деревушке у тетки матери Августы Андреевны Широковой.
 
«Бабушка Астя, – вспоминает Лев Иванович, – самая добрая на свете волшебница… Никакого сходства с прославленными бабушками из русской литературы она не имела. Не слышал я от нее ни одной сказки, ни песни, вечно она была в беготне, в колготне, в колхозных и домашних трудах. Трудилась, билась с утра до ночи за эту жизнь, вот и все. Но, тем не менее, большинство хорошего, если оно есть во мне, я занял, кроме мамы, еще и у нее. …Была другая бабушка – тетя Анна Киселева, говорунья, прекрасно владеющая русской речью. Были и другие рассказчики в деревенском моем детстве. Мама и ее сестры – учительницы, и в семье нашей книги играли очень большую роль. Я много читал, рано начал писать стихи».
 
Его первое детское произведение называлось «Бармалей в Ленинграде». Это было продолжение знаменитой сказки К. Чуковского, и писал его мальчик тайком, на чердаке, в толстой амбарной книге.
 
Когда началась Великая Отечественная война, Льву Кузьмину было четырнадцать лет. Ему пришлось бросить школу и, вместе с такими же ребятами, работать на колхозных полях трактористом.
 
Только после войны, в Ленинграде, Лев Иванович Кузьмин продолжил учебу и в 1946 году поступил в строительный техникум.
 
Эти четыре года, проведенные им в городе на Неве, послевоенном, голодном, он считал лучшими, самыми солнечными годами своей жизни. Производственная практика была в городе Пушкине. Лев Кузьмин работал лепщиком. Помнит, как в опаленном войной Лицее вдруг стало снова чисто и светло, как открылись комнатки Пушкина и его друзей, как восстановили зал, в котором Пушкин читал стихи Державину.
 
Студент техникума, постоянный участник литературных кружков, частый посетитель библиотек и музеев, статист в знаменитом театре оперы и балета и в то же время начинающий автор, Л. Кузьмин решился опубликовать в местной газете (в Пушкине) свои первые стихи.
 
После окончания строительного техникума Л. Кузьмин долгое время работал на стройках Сибири, Украины, Казахстана. Льву Ивановичу нравилась его профессия, нравилось видеть, как посреди голой степи вырастают дома, поселки, города. Но писать стихи и рассказы ему хотелось еще больше.
 
И вот в 1956 году Лев Иванович, пока еще строителем, приехал в Пермь. Здесь вышла его первая книга стихов для взрослых «Апрель», затем две книги очерков о строителях.
 
А к давнему влечению его – к веселым огонькам детства – вернуло то обстоятельство, что среди пермских писателей была целая группа, увлеченно работающая для детей, и настоящая детская редакция. Там Лев Кузьмин и показал свое короткое стихотворение-сказку «Как до небес добраться».
 
С этого все и началось. Появились одна за другой такие книги, как «Башмаки-простаки», «Капитан Коко», «Дом с колокольчиком», а всего Лев Иванович написал более восьмидесяти больших и маленьких книг.
 
Его стихи и рассказы знают и любят не только дети нашей страны, но и немецкие, чешские, японские ребятишки.
 
По сказкам Льва Кузьмина снято несколько мультфильмов и написана детская оперетта «Капитан Коко и Зеленое Стеклышко».
 
Лев Иванович очень любил встречаться с детьми, разговаривать с ними, играть. К сожалению, мы уже не сможем увидеть его добрую улыбку, поговорить с ним. Льва Ивановича Кузьмина не стало 1 апреля 2000 года. Но остались его замечательные книги, которые любят дети и взрослые и, мы надеемся, полюбите вы.
 
Слово учителя. А сейчас я хочу пригласить вас в музей. Но это будет не обычный музей, куда вы приходите, рассматриваете экспонаты, к которым прикреплены таблички «Руками не трогать». В музее, куда я вас приглашаю, тоже ничего нельзя потрогать руками, потому что этот музей виртуальный. Итак, добро пожаловать в музей писателя Льва Кузьмина.
 
CD. Музей.
 
Учащиеся читают наизусть стихи:
 
Дом с колокольчиком
Стоит небольшой, старинный
Дом над зелёным бугром,
У входа висит колокольчик,
Украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо
В него позвонишь,
То поверь,
Что в доме проснётся старушка,
Седая, седая старушка,
И сразу откроет дверь.
Старушка приветливо скажет:
– Входи, не стесняйся, дружок! –
На стол самовар поставит,
В печи испечёт пирожок
И будет с тобою вместе
Чаёк распивать дотемна,
И старую добрую сказку
Расскажет тебе она.
Но если,
Но если,
Но если
Ты в этот уютный дом
Начнёшь кулаком стучаться,
Поднимешь трезвон и гром,
То выйдет к тебе не старушка,
А выскочит
Баба-Яга,
И не слыхать тебе сказки
И не видать пирога!
 
Родничок
В лесной тиши, в прохладе
Родился родничок.
И вот журчит, хлопочет,
По камешкам течет.
Течёт, поёт, смеётся,
И горлышки свои
На зорьке в нём полощут
Чижи и соловьи.
Под ветками черёмух
То полем, то лужком
Торопится он, чистый,
К деревне прямиком.
Над ним гремят ведёрки.
К весёлому с утра
По кладочкам-мосточкам
Сбегает детвора.
И всем живой водицы
Даёт он зачерпнуть,
А сам не убывает
Ни капельки, ничуть.
Он маленький, но добрый!
И в этом весь секрет.
У добрых дел на свете
Конца и края нет!
 
Зябкий человечек
Жил да был в краю одном
Зябкий человечек.
Он построил новый дом,
В доме двадцать печек!

Печь была на чердаке,
Печь была в прихожей,
И в собачьем уголке,
И в кошачьем тоже.
И в подвале, и в сенях,
Даже на крылечке
Злой метелице на страх
Возвышались печки.
В топках уголь полыхал,
Дров пылали груды,
А хозяин все вздыхал:
– Ох, боюсь простуды!
Сшил он чепчик меховой,
В шубу нарядился,
Но из дома лишь весной
Выглянуть решился.
Он сказал: – Мне пять минут
Погулять нелишне.
Здравствуй, солнышко! –
И вдруг
Он увидел вишню.
А на ней белым-бело!
А в цветущих ветках
Разыгрался ветерок,
Он швырнул один цветок
В человечка метко.

И бедняга вдруг решил:
– Это снег валится!
Ох, зачем я поспешил
С печкой разлучиться!
Как теперь найду свой дом
По такой метели? –
И со страху начал он
Мёрзнуть в самом деле.
Коченея, он дрожал
Около крылечка...
Ладно, дворник прибежал,
Поднял человечка!
Ладно, крошку в тот же час
На печи горячей
Уложил он под матрас,
А не то бы наш рассказ
Кончился иначе!
 
Слово учителя. Мы послушали стихи. Но у Льва Кузьмина есть и произведения других жанров. Давайте вспомним, что такое жанр. Это вид литературы. Конечно, ученые-литературоведы пользуются гораздо более серьезным, длинным определением. Но нас пока устроит это. Слово предоставляется группе, которая, готовясь к уроку, работала не только с книгами писателя, но и с компакт-диском. Они помогут нам узнать, произведения каких жанров создал Лев Кузьмин. (В тетрадь записываются названия жанров: стихотворение, сказка, рассказ, песенка, загадка, очерк.)
 
Слово учителя. Какой жанр вам не знаком? (Очерк.) Это жанр литературы, который показывает, разъясняет какие-либо особенно важные или новые, ранее неизвестные явления. У Льва Кузьмина есть очерки об истории Перми, о строителях. А еще писатель сочинял загадки. В этом году мы с вами работали с народными загадками. Вспомните, что лежит в основе загадки. (Сравнение, олицетворение, описание свойств, действий.)
 
Учащиеся, ранее работавшие с диском, загадывают классу загадки Л. Кузьмина.
 
Белые лошадки
Белые лошадки,
Гривасты, легки,
По синему полю
Бегут на перегонки;
Их никому
Никогда не поймать,
В упряжку не поставить,
Уздой не зануздать
(Тучки)
 
Кто он?
Лапки-царапки,
Ушки чутки,
Спинка, грудка –
В атласной шубке, –
Сидит у окошка
Совсем, как кошка…
Но всё же, но всё же
Это не кошка!
Так кто же он?
(Кот)
 
Антошка
Сидим, глядим в окошко.
А там через лесок
Торопится Антошка –
Он лёгок и высок!
Реку перебегает
И под весёлый гром
Вдруг пляску затевает
За нашим за двором.
Пускается вприсядку,
Шумливый, озорной,
По кустикам, по грядкам,
По зелени резной.
А мы кричим Антошке:
– Отплясывай, пляши!
Твои босые ножки
И звонкие ладошки
Для лука, для картошки
Куда как хороши!
(Дождик)
 
Слово учителя. В чем отличие загадок Льва Кузьмина от народных? Это авторские загадки, они более образные, художественные. Они созданы в стихотворной форме. В них присутствует ритм, рифма. Главная их функция – эстетическая.
 
Нам хорошо знаком еще один жанр – сказки. Сказки бывают народные и литературные, авторские. Лев Кузьмин написал замечательные сказки, вспомните повесть-сказку «Капитан Коко и Зеленое Стеклышко», создал неповторимые образы сказочных героев. Но в своих книгах он еще и пересказал нам сказки разных народов. В Прикамье живет много различных народов: татары, башкиры, марийцы, удмурты. Каждый народ рассказывает свои сказки. Познакомьтесь с книгой «Сказки, живущие в Прикамье». В ней вы найдете сказки азербайджанские, армянские, немецкие, цыганские.
 
И живет рядом с нами и среди нас народ, который дал название и городу Перми, и всей области. Это коми-пермяки. По своему языку они отличаются от нас. Коми-пермяцкий язык принадлежит к финно-угорским языкам. Но живем мы на одной земле, и сказки наших народов имеют много общего. Послушайте коми-пермяцкие сказки, которые пересказал в своих книгах для нас Лев Кузьмин.
 
В пересказе учеников звучат сказки «Верешок» и «Дверь на лугу».
 
В заключение урока звучит стихотворение «Как до небес добраться» в авторском исполнении (CD).
 
Что нужно сделать, братцы,
Чтоб до небес добраться?
За стол сначала надо сесть,
Тарелку манной каши съесть,
Потом в зелёный лес пойти,
Большое дерево найти
И вверх
По крепким сучьям
Подняться к белым тучам.

А там
На тучу встать ногой,
Шагнуть на радугу – другой…
И вот
Уже нас не достать,
И небеса все наши!
Но, повторяю,
Начинать
Нам надо с манной каши.
 
В ходе урока за правильные ответы, чтение стихов ученикам вручаются «Билеты на мультсеанс». На следующем уроке организуется просмотр мультфильмов, снятых по произведениям Льва Кузьмина. В конце урока всем учащимся вручаются закладки с портретом писателя.
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2005)
Выпуск № 6 (2005)
Выпуск № 5 (2004)
Выпуск № 4 (2004)
Выпуск № 3 (2003)
Выпуск № 2 (2003)
Выпуск № 1 (2002)