Главная > Выпуск № 5 > Два стихотворения о Перми (материалы к уроку русского языка)

Валентина Шенкман

Два стихотворения о Перми
(материалы к уроку русского языка)

Пермь – наш родной город, центр огромного региона, имеющего свое особое историческое и современное значение. Давайте посвятим хотя бы один урок русского языка Перми, рассмотрим различные версии происхождения этого, если вдуматься, необычно звучащего слова, ставшего названием города, обратимся к творчеству поэтов, написавших о городе.
 
Материал для работы на уроке можно найти в новом региональном учебно-методическом комплекте «Русская речь Прикамья», вышедшем в пермском издательстве «Книжный мир» в 2004 году (см. § 11 учебного пособия и урок № 18 рабочей тетради). В учебном пособии дается подробная историческая и лингвистическая информация (о городе и его названии), приводятся различные версии происхождения слова пермь, которые кратко, в соответствии с заданием рабочей тетради, можно отразить в таблице:
 
Гипотеза о происхождении топонима
1 От коми-пермяцкого слова парма (‘невысокая возвышенность, обычно поросшая еловым лесом’)
2 От названий двух финно-угорских племен пер (печорское племя) и емь (прибалтийско-финское племя), якобы двигавшихся навстречу друг другу
3 От названия легендарной страны Биармия, которая якобы находилась на территории к северо-западу от Перми Великой
4 От вепсского пера ма (‘дальняя земля, окраина’), обозначающего земли за пределами территории вепсов
 
Наиболее достоверной в настоящее время признается последняя гипотеза. Этимологический анализ слова – эффективный прием формирования лингвокультурологической компетенции, особенно если учесть тот факт, что имена собственные являются одними из наиболее культуроносных единиц языка, хранящими большой объем культурно-исторической информации. И еще более мы усилим культурологическую направленность урока, если обратимся к анализу поэтических интерпретаций этого географического названия.
 
Перми посвящено множество художественных произведений самого разного характера. Нам показалось особенно интересным сопоставить стихотворения двух современных поэтов: Елены Медведевой («Пермь – полонянка снегов полотняных…») и Виталия Кальпиди («Пермь»)1.
 
По сути эти стихотворения являются противоположными, но они похожи в способе описания Перми: строятся как ответ на вопрос, что такое Пермь, дают своеобразные художественные дефиниции2 определяемого явления. Прочитаем тексты.
***
Пермь – полонянка снегов полотняных,
Беглянка по тракту острогов смутьянных,
Стылое эхо кунгурской норы,
Ящерка-зелень с бажовской горы.
Челюсть стальная – заводов литье,
От Разгуляя – вразлет воронье!
Но, как блудница, в молитве упряма,
Пермь – ученица, внучка Стефана.
Все выше и выше – поверх голов –
В очи Господни – свет куполов!
(Е. Медведева)
 
Пермь
Пермь – пернатое засилье, вотчина ворон и галок.
Пермь – пробирка галереи, где шурует позолота
в потайных карманах ниш,
и глотки, глоток, глоточки: глоттогония двух арок –
Пермь. Пермь – затравленная мышь.

А на деле выходило – тарабарщина, не город:
стойбище гудрона, гари, копоти чубатых труб,
сдача с гривенника двушкой, сорванный на спевке голос,
топография густая треснувших зимою губ.

Пермь – детдом ночной порою, где лежит в обнимку с братом
младшим мальчик лет пяти.
Их во сне оставит горе, но разбудит сторож матом:
младший вскрикнет и в глазницах станет слезы кипятить.

Это – Пермь, а дальше – больше (будет меньше разговоров),
козырек карниза двинет на меня входная дверь.
Кто сегодня рыжей ночью мне покажет волчий норов? –
Косоносая сатрапка, бабка, бросившая внуков, –
атропиновая Пермь.
(В. Кальпиди)
 
Как видим, оба стихотворения содержат множество синтаксических конструкций, в которых слово Пермь занимает место подлежащего, а характеристики города в основном даются через метафоры, занимающие место сказуемых (причем в обоих стихотворениях представлены ряды многочисленных однородных сказуемых, усиливающих художественное воздействие на читателя, нагнетающих определенное настроение, связанное с авторской концепцией), что дает возможность определить формальное место урока, например, при повторении в старших классах правил постановки тире в разных конструкциях (кроме тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными, здесь встречаются и другие случаи, в том числе не обязательные, а обусловленные авторским замыслом как средство выразительности).
 
Предлагаем примерную систему вопросов и заданий для работы с текстами на уроке.
1.    Прочитайте (про себя) стихотворения Е. Медведевой и В. Кальпиди.
2.    Какова тема того и другого стихотворения?
3.    Какое стихотворение вам понравилось больше? Почему?
4.    Какова идея каждого стихотворения? Какой смысл вкладывает каждый из авторов в понятие Пермь?
5.    Выясните по словарю значения незнакомых вам слов, встретившихся в текстах.
6.    Выразительно прочитайте понравившееся вам стихотворение, стараясь чтением передать авторскую концепцию, авторское отношение к предмету изображения, а также свое понимание текста.
7.    Выпишите из стихотворений в две колонки определения (художественные дефиниции), которые авторы дают понятию Пермь. С чем ассоциируется Пермь у каждого из авторов? Что добавляет к индивидуальным авторским образам города каждое следующее определение? Какую динамику развития образа города в каждом стихотворении они создают (от чего к чему)? Сопоставьте друг с другом последние в каждом тексте метафоры Перми («ученица, внучка Стефана» и «бабка, бросившая внуков»). О чем говорит это сопоставление?
8.    Найдите в текстах стилистически окрашенные слова. В чем своеобразие стилистической окраски слов в каждом тексте?
9.    Объясните знаки препинания в текстах.
10.    Составьте на основе обоих текстов словарный диктант на одну из тем: «Правописание приставок», «Проверяемые безударные гласные в корне слова», «Одна и две буквы Н в словах разных частей речи», «Правописание наречий» (задание для домашней работы).
11.    Напишите сочинение – интерпретацию одного из стихотворений.
 
-----
1. Тексты этих стихотворений включены в рабочую тетрадь «Русская речь Прикамья» (с. 80-81).
2. О художественной дефиниции см. статью Л.Грузберг в четвертом номере «Филолога» (с. 78-80).
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2005)
Выпуск № 6 (2005)
Выпуск № 5 (2004)
Выпуск № 4 (2004)
Выпуск № 3 (2003)
Выпуск № 2 (2003)
Выпуск № 1 (2002)