Главная > Выпуск № 6 > К юбилею А. П. Чехова: Чехов и Пермь (Материалы к сценарию)

К юбилею А. П. Чехова: Чехов и Пермь
(Материалы к сценарию)

От составителя. Предлагаемый сценарий, посвященный биографическим и творческим связям А.П. Чехова с Прикамьем, включает фрагменты писем Чехова, сцену из драмы «Три сестры» (в сокращении), а также фрагменты из произведений пермских писателей, использующих чеховский образ трех сестер. В репликах ведущих использован материал из исследований В.В. Абашева, Р.В. Коминой, Д.А. Красноперова (см. список использованной литературы). Завершается сценарий стихами пермских поэтов, посвященными Чехову или ассоциативно связанными с его творчеством.
 
ВЕДУЩИЙ 1. А.П. Чехов в Перми бывал дважды: в апреле 1890 года по пути на остров Сахалин и летом 1902 года по приглашению Саввы Морозова на торжественном открытии школы имени Чехова во Всеволодо-Вильве, имении С.Т. Морозова. Оба раза он приезжал в Пермь по Каме, от которой у него сложились исключающие друг друга впечатления.
 
ВЕДУЩИЙ 2. В первый свой приезд Чехов пробыл в Перми всего несколько часов, он не успел отсюда даже написать письма и свои впечатления от поездки по Каме передал в письме из Екатеринбурга. Впечатления эти мрачные, безрадостные, вызваны они, скорее, плохой погодой.
 
ЧТЕЦ. Письмо М.П. Чеховой. 29 апреля 1890 года, г. Екатеринбург.
Друзья мои тунгусы! Кама – прескучнейшая река. Чтобы постигать ее красоты, надо быть печенегом, сидеть неподвижно на барже около бочки с нефтью или куля с воблою и не переставая тянуть сиволдай. Берега голые, деревья голые, земля бурая, тянутся полосы снега, а ветер такой, что сам черт не сумеет дуть так резко и противно. Когда дует холодный ветер и рябит воду, имеющую теперь после половодья цвет кофейных помоев, то становится и холодно, и скучно, и жутко; звуки береговых гармоник кажутся унылыми, фигуры в рваных тулупах, стоящие неподвижно на встречных баржах, представляются застывшими от горя, которому нет конца. Камские города серы; кажется, в них жители занимаются приготовлением облаков, скуки, мокрых заборов и уличной грязи – единственное занятие. На пристанях толпится интеллигенция, для которой приход парохода – событие. <...>
 
ВЕДУЩИЙ 1. Совсем другое настроение у Чехова во время его путешествия по Каме летом 1902 года. Чудесная погода, изумительнейшие по красоте камские виды, интересный спутник (Чехов ехал в обществе С.Т. Морозова, который был натурой художественно одаренной), – все это способствовало приятному отдыху и создавало прекрасное настроение.
 
ВЕДУЩИЙ 2. Возвращаясь из Всеволодо-Вильвы, Чехов провел в Перми два дня – знакомился с газетными новостями, посетил Мотовилихинский завод, осмотрел город.
 
ЧТЕЦ. Письмо О.Л. Книппер-Чеховой. 22 июня 1902 года, г. Пермь.
 
Милый мой дусик, палочка, я уже в Перми. Приехал сюда вчера, переночевал в клубной гостинице, сегодня в 12 часов дня уезжаю на пароходе вверх по Каме в Усолье, оттуда в имение Морозова, потом опять в Пермь и, наконец, в Москву. <...>
 
Кама – чудесная река. Надо бы нам как-нибудь нанять для всего семейства пароходик и поехать не спеша в Пермь и потом обратно, и это было бы дачная жизнь самая настоящая, какая нам и не снилась. Надо бы подумать об этом. <...>
 
ВЕДУЩИЙ 1. Беглое упоминание о Перми встречается еще в одном из писем Чехова, адресовано которое М. Горькому, и связано это упоминание с пьесой «Три сестры». К работе над произведением Чехов приступил в августе 1900 года, а 16 октября этого же года, уже завершив пьесу, он признается в письме Горькому: «Ужасно трудно было писать “Трех сестер”. Ведь три героини, каждая должна быть на свой образец, и все три – генеральские дочки. Действие происходит в провинциальном городе, вроде Перми, среда военные, артиллерия».
 
ВЕДУЩИЙ 2. Героинь Чехова зовут Ирина, Маша и Ольга. Они, действительно, разные. Чехов обозначает это просто и символично уже в ремарке перед началом действия. Ирина, младшая, в белом (выходит исполнительница роли Ирины). Маша, средняя, в черном: черное платье безмолвно контрастирует с белым – цветом юности и надежд (выходит исполнительница роли Маши). Не случайно и синее форменное платье старшей сестры, Ольги, – она учительница женской гимназии провинциального, неинтересного города (выходит исполнительница роли Ольги).
 

Сцена из драмы «Три сестры» (в сокращении)

(Ольга в синем форменном платье учительницы женской гимназии, все время поправляет ученические тетрадки, стоя и на ходу; Маша в черном платье, со шляпкой на коленях сидит и читает книжку; Ирина в белом платье стоит задумавшись.)
 
ОЛЬГА. Отец умер ровно год назад, как раз в этот день, пятого мая, в твои именины, Ирина. Было очень холодно, тогда шел снег. Мне казалось, я не переживу, ты лежала в обмороке, как мертвая. Но вот прошел год, и мы вспоминаем об этом легко, ты уже в белом платье, лицо твое сияет. <...> Сегодня тепло, можно окна держать настежь, а березы еще не распускались. Отец получил бригаду и выехал с нами из Москвы одиннадцать лет назад, и, я отлично помню, в начале мая, вот в эту пору в Москве уже все в цвету, тепло, все залито солнцем. Одиннадцать лет прошло, а я помню там все, как будто выехали вчера. Боже мой! Сегодня утром проснулась, увидела массу света, увидела весну, и радость заволновалась в моей душе, захотелось на родину страстно. <...> Оттого, что я каждый день в гимназии и потом даю уроки до вечера, у меня постоянно болит голова и такие мысли, точно я уже состарилась. И в самом деле, за эти четыре года, пока служу в гимназии, я чувствую, как из меня выходят каждый день по каплям и силы, и молодость. И только растет и крепнет одна мечта...
 
ИРИНА. Уехать в Москву. Продать дом. Покончить все здесь и – в Москву...
 
ОЛЬГА. Да! Скорее в Москву.
 
ИРИНА. Брат, вероятно, будет профессором, он все равно не станет жить здесь. Только вот остановка за бедной Машей.
 
ОЛЬГА. Маша будет приезжать в  Москву на все лето, каждый год.
 
(Маша  тихо насвистывает песню.)
 
ИРИНА. Бог даст, все устроится. (Глядя в окно.) Хорошая погода сегодня. Я не знаю, отчего у меня на душе так светло! Сегодня утром я вспомнила, что я именинница, и вдруг почувствовала радость, и вспомнила детство, когда еще была жива мама. И какие чудные мысли волновали меня, какие мысли!
 
ОЛЬГА. Сегодня ты вся сияешь, кажешься необыкновенно красивой. И Маша тоже красива. <...> А я постарела, похудела сильно, оттого, должно быть, что сержусь в гимназии на девочек. <...>
 
МАША. У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том... Златая цепь на дубе том... (Встает и напевает тихо.)
 
ОЛЬГА. Ты сегодня невеселая, Маша. (Маша, напевая, надевает шляпу.) Куда ты?
 
МАША. Домой.
 
ИРИНА. Странно...
 
<...>
 
МАША. Все равно... Приду вечером. Прощай, моя хорошая... (Целует Ирину.) Желаю тебе еще раз, будь здорова, будь счастлива. В прежнее время, когда был жив отец, к нам на именины приходило всякий раз по тридцать-сорок офицеров, было шумно, а сегодня только полтора человека и тихо, как в пустыне... Я уйду... Сегодня я в мерлехлюндии, невесело мне, и ты не слушай меня. (Смеясь сквозь слезы.) После поговорим, а пока прощай, моя милая, пойду куда-нибудь.
 
ИРИНА (недовольная). Ну, какая ты...
 
ОЛЬГА (со слезами). Я понимаю тебя, Маша.

ВЕДУЩИЙ 1. Беглого чеховского замечания о месте действия пьесы оказалось достаточно, чтобы связь ее с Пермью стала восприниматься у нас как почти непреложный факт. Тем более что наблюдалось некоторое сходство черт, характеризующих город в драме, с пермскими реалиями: явный северо-восток России; снег, выпадающий порой в мае; большая река; вокзал, далеко отстоящий от города.
 
ВЕДУЩИЙ 2. В Перми сложилось настоящее городское предание о том, что наш город и есть город трех сестер. Краеведы разгадывают прототипы чеховских героинь, определяют, в каком доме они могли жить. Писатели и поэты используют чеховский образ как красноречивый знак Перми.
 
ВЕДУЩИЙ 1. Например, А. Варламов в очерке «Любимовка» пишет: «По контрасту с крикливой яркой Москвой Пермь выглядела сиротливо и бесприютно: худо одетые женщины с серыми безнадежными лицами, азербайджанские торговцы, нечищеные улицы, ранние сумерки, и в этих сумерках – призрак трех сестер, заламывающих руки над высоким камским обрывом».
 
ВЕДУЩИЙ 2. А. Королев в очерке «Русские мальчики» так объясняет тягу творчески одаренных юношей-пермяков вырваться из омута провинции: «Мало кому известно, что губернский город, где живут и мучаются чеховские три сестры, скучный городок на берегу реки, где вокзал железной дороги – почему-то! – в двадцати верстах от города, это – Пермь<...> Так что тоска по столице у нас, пермяков, в крови, эти вечные ночные толчки сердца: в Москву, в Москву, в Москву».
 
Чехов увидел не только пермскую тоску, но и не бросающуюся в глаза притягательность Перми. Вот как написал об этом пермский поэт Владимир Радкевич:
 
И открывалась пристальному глазу
Реки непокоренная краса.
И уж не дождь, а чистые алмазы
На Чехова роняли небеса.
 
-----
1. Опыт проведения юбилейного чеховского мероприятия в гимназии № 11 г. Перми показывает, что сцену из драмы целесообразно представить в исполнении учителей.
 
Список использованной литературы
1.    Абашев В.В. Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе ХХ века. – Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2000. – С. 31-32.
2.    Комина Р.В. Над страницами русской классики: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. – М.: Просвещение, 1991. – С. 129.
3.    Русские писатели в стихах поэтов Прикамья: Дидактические материалы к урокам литературы / Сост. В.И.Шенкман, Н.Б.Лапаева. – Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2004.
4.    Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30-ти т. Сочинения. Т. 12. – М.: 1986.
5.     «Я увез из Перми воспоминание...»: Письма, дневники, воспоминания русских писателей, связанные с Пермским Прикамьем / Сост. Д. А. Красноперов. – Пермь: Кн. изд-во, 1989. С. 242.
 
Сост. В.И. Шенкман
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2004)
Выпуск № 6 (2004)
Выпуск № 5 (2003)
Выпуск № 4 (2003)
Выпуск № 3 (2002)
Выпуск № 2 (2002)
Выпуск № 1 (2001)