Главная > Выпуск № 6 > Концепт в философских исследованиях, или Штрихи к философскому "портрету" концепта Юлия БобковаКонцепт в философских исследованиях,
|
есть референт | нет референта | |
денотат есть |
логическое снятие понятия (2) | психологически представленный образ (1) |
денотат отсутствует | символ культуры как источник мифа (3) | чистая ментальность, неоформленность концепта (0/4) |
Вершины квадрата представляют из себя этапы актуализации концепта от 0 (глубинной идеи) до 4 – концепта с культурными значениями определенной эпохи и личной подписью автора. По Колесову, концептуальный квадрат в идеале должен быть вписан в круг, который символизирует возможность бесконечных актуализаций концепта, когда вершина 4 вновь становится отправным пунктом для следующего носителя языка.
В работе «Номинализм и реализм» В. В. Колесов отмечает, что разные грани (отрезки) движения в концептуальном квадрате коррелируют с этапами философской мысли уже в немецкой классической философии: у Лейбница – от концептума к образу, у Канта – от образа к понятию, у Гегеля – от понятия к символу, у Шеллинга – символ как возвращение в концептум44. Идеи немецких философов, чьи труды переводили русские философы, продолжили свою жизнь на русской почве. «<…> кажется, русским философам удалось проникнуть в суть дела и показать историческую неидентичность этих понятий [понятий слово-идея, слово-идеал (символ) и слово-понятие. – Ю. Б.] в различные моменты семантического развития слова в национальном пространстве языка. Образ – понятие – символ как содержательные формы концепта развиваются неравномерно, но неоднозначно же и воспринимаются научной рефлексией о явлении (слове), за которым скрыто сущее (концепт): содержательные формы слова бытийственно представлены на единой материи [курсивы В. В. Колесова. – Ю. Б.] самого слова»45.
Обобщая разновременные и сосуществующие философские взгляды на природу концепта, мы приходим к выводу, что в философии сложилась достаточно однородная (единая) теория концепта, которая, как нам видится, может и должна быть продолжена в лингвистике.
Лингвистика с полным правом может воспользоваться философским осмыслением концепта как потенции, как нерасчлененного сгустка смыслов, как «туманного нечто» и «ничто» одновременно, как Идеи, получающих свое бытие в бесконечности актуализаций. Именно уровни актуализации концепта, следы и траектории движения актуализаций – это традиционный объект лингвистических исследований – язык и речь. На первом уровне актуализации концепт осуществляется в слове как факте языка. Конципирование в слове («схватывание» смыслов) знаменует собой переход от «гена культуры»46 к бытию-в-культуре. Пройдя весь круг своих последовательных воплощений, концепт в точке схождения начала и конца – в точке бесконечности – вновь оказывается смысловым сгустком, Идеей, потенцией, готовыми к новому витку бесконечности своих воплощений в текстовом пространстве культуры. На втором уровне актуализации концепта вниманию лингвиста оказывается доступна дискурсивная оформленность концепта, где конципирование обращено к переходу от бытия-в-культуре (в слове как факте культуры) к со-бытию-в-культуре, к неповторимо авторскому осмыслению того, что уже существует в культуре.
Философская теория концепта, как нам видится, попав на филологическую почву, позволит примирить существующие в современной лингвистике множественные гипотезы и разноголосицу мнений о сущности и функционировании концепта.
-----
1. Редкое исключение составляют работы: Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории текста к структуре текста. М.: Academia, 1997; Колесов В. В. Реализм и номинализм: Определения и классификации // Русские философы о языке и познании. Вып. 1 / Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 1999 // http://arctogaia.krasu.ru/laboratory/kolesov/realism.shtm; Его же. Философия русского слова. СПБ.: ЮНА, 2002. Отчасти: Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997; Воркачев С. Г. Лигвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 2001. № 1; Его же. Концепт как лингвокультурологическая категория // Его же. Концепт счастья в русском языковом сознании: опыт лингвокультурологического анализа. Краснодар, 2002 // http://www.fulbright.ru/russian/sumschool/2004/vorkatchev.doc; Слышкин Г. Г. Лингвокультурный концепт как системное образование. Вестник Волгоградского гос. ун-та. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2004. № 1. Опосредованно: Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории текста к структуре текста. М.: Academia, 1997.
2. Медведева Т. В. Ключевые концепты в лирике А. С. Пушкина (лингвостилистический анализ): Автореферат дис. … канд. филол. наук. Самара, 2002. С. 6.
3. Аскольдов С. А. Указ. соч. С. 267.
4. Кошарная С. А. Миф и язык: Опыт лингвокультурологической реконструкции русской мифологической картины мира. Белгород: Изд-во Белгород. гос. ун-та, 2002. С. 38.
5. Об этой проблеме написано немало работ. См., например: Карасик В. И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: культурные концепты. Волгоград – Архангельск: Перемена, 1996; Грузберг Л. А. Концепт // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М.: Флинта: Наука, 2003; Красных В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М.: Гнозис, 2003; Левицкий Ю. А. Общее языкознание. Пермь, 2004. См. также обширную библиографию к указанной статье Л. А. Грузберг.
6. Неретина С. С. Тропы и концепты. М.: РАН, 1999. // http://www.philosophy.ru/iphras/library/neretina.html (Здесь и далее при ссылке на некоторые работы не указывается номер страницы, поскольку используется интернет-версия издания.)
7. Абушенко В. Л., Кацук Н. Л. Концепт // Новейший философский словарь. Минск: Интерпрессервис; Книжный дом, 2001.
8. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Ин-т эксперимент. социологии; СПб.: Алетейя, 1998.
9. Зенкин С. Н. Послесловие переводчика // Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? Указ. изд. С. 280.
10. Там же. С. 280 – 282.
11. Там же. С. 282.
12. Там же. С. 17.
13. Там же. С. 34.
14. Там же. С. 26.
15. Там же. С. 256.
16. Неретина С. С. Указ. соч.
17. Ганжа Р. Вариации на тему хаоса: Рец. на книгу: Делез Ж., Гваттари Р. Что такое философия? // http://lib.baikal.net/koi.cgi/FILOSOF/DELEZGVATTARI/rec_filosof.txt.
18. Неретина С. С. Указ. соч.
19. Там же.
20. Ср. определение научной дисциплины в работе: Воркачев С. Г. Методологические основания лингвоконцептологии // Теоретическая и прикладная лингвистика: Межвуз. сб. научных трудов. Вып. 3. Воронеж, 2002 // http://tpl1999.narod.ru/WEBTPL2002/VORKACHEVTPL2002.HTM; и научного подхода в исследованиях: Слышкин Г. Г. Лингвокультурный концепт как системное образование. Указ. изд.; Его же. Слышкин Г. Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. М.: Academia, 2000 // http://www.fulbright.ru/russian/sumschool/2004/Slyshkin.doc.
21. Неретина С. С. Указ. соч.
22. Латино-англо-русский словарь философских терминов. – http://www.russiantext.com/russian_library/library/aquino/vocabularium.html.
23. Неретина С. С. Указ. соч.
24. Там же.
25. Там же.
26. Там же.
27. Там же. Позже идею двуосмысленности, обоснованной Боэцием, использует Ж. Делез; в переводе на русский – идея «равноголосия» (Делез Ж. Логика смысла. М.: Academia, 1995. С. 18.)
28. Неретина С. С. Указ. соч.
29. Там же.
30. Точнее необходимо говорить не о языке, а о речи, поскольку именно Средневековье знаменуют разведение языка и речи, отдавая последней субъективность, смыслоразличительную функцию и смысловое единство. Об этом см.: Неретина С. С. Указ. соч.
31. Латино-англо-русский словарь философских терминов. Указ. изд.
32. Неретина С. С. Указ. изд. Автор ссылается на работу Петра Абеляра «Диалектика».
33. Там же.
34. Там же.
35. Там же.
36. Там же.
37. Шварцкопф Ф. Метаморфоза Данного: На пути к экологии сознания. М.: Идея-Пресс, 2000. С. XVI . По сути, об этом же пишет И. А. Герасимова. См. работу: Герасимова И. А. Деонтическая логика и когнитивные установки // Логический анализ языка: Языки этики М.: Языки русской культуры, 2000. С. 9.
38. Эта идея ранее высказывалась И. Кантом, Э. Гуссерлем, Р. Штейнером, Г. Кюлевиндом. Кроме того, сравните «слоистое» строение концепта в культурно-семиотической теории Ю. С. Степанова (Указ. соч.).
39. Шварцкопф Ф. Указ. соч. С. XVI – 3.
40. Ф. Шварцкопф не единожды подчеркивает семиотическую природу земного существования, рассматривая его как текст.
41. Там же. С. 9.
42. Колесов В. В. Реализм и номинализм. Указ. изд.
43. Колесов В. В. Философия русского слова. Указ. изд. С. 53.
44. Колесов В. В. Реализм и номинализм. Указ. изд.
45. Там же.
46. Такое метафорическое определение концепта принадлежит С. Х. Ляхину. Цитируется по изданию: Воркачев С. Г. Концепт как лингвокультурологическая категория. Указ. изд. Подобные идеи высказывает и В. В. Колесов, когда обосновывает существование концепта аналогией с генными связями, воплощенными на клеточном уровне. Об этом см.: Колесов В. В. Философия русского слова. Указ. изд. С. 58.
2. Медведева Т. В. Ключевые концепты в лирике А. С. Пушкина (лингвостилистический анализ): Автореферат дис. … канд. филол. наук. Самара, 2002. С. 6.
3. Аскольдов С. А. Указ. соч. С. 267.
4. Кошарная С. А. Миф и язык: Опыт лингвокультурологической реконструкции русской мифологической картины мира. Белгород: Изд-во Белгород. гос. ун-та, 2002. С. 38.
5. Об этой проблеме написано немало работ. См., например: Карасик В. И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: культурные концепты. Волгоград – Архангельск: Перемена, 1996; Грузберг Л. А. Концепт // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М.: Флинта: Наука, 2003; Красных В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М.: Гнозис, 2003; Левицкий Ю. А. Общее языкознание. Пермь, 2004. См. также обширную библиографию к указанной статье Л. А. Грузберг.
6. Неретина С. С. Тропы и концепты. М.: РАН, 1999. // http://www.philosophy.ru/iphras/library/neretina.html (Здесь и далее при ссылке на некоторые работы не указывается номер страницы, поскольку используется интернет-версия издания.)
7. Абушенко В. Л., Кацук Н. Л. Концепт // Новейший философский словарь. Минск: Интерпрессервис; Книжный дом, 2001.
8. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Ин-т эксперимент. социологии; СПб.: Алетейя, 1998.
9. Зенкин С. Н. Послесловие переводчика // Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? Указ. изд. С. 280.
10. Там же. С. 280 – 282.
11. Там же. С. 282.
12. Там же. С. 17.
13. Там же. С. 34.
14. Там же. С. 26.
15. Там же. С. 256.
16. Неретина С. С. Указ. соч.
17. Ганжа Р. Вариации на тему хаоса: Рец. на книгу: Делез Ж., Гваттари Р. Что такое философия? // http://lib.baikal.net/koi.cgi/FILOSOF/DELEZGVATTARI/rec_filosof.txt.
18. Неретина С. С. Указ. соч.
19. Там же.
20. Ср. определение научной дисциплины в работе: Воркачев С. Г. Методологические основания лингвоконцептологии // Теоретическая и прикладная лингвистика: Межвуз. сб. научных трудов. Вып. 3. Воронеж, 2002 // http://tpl1999.narod.ru/WEBTPL2002/VORKACHEVTPL2002.HTM; и научного подхода в исследованиях: Слышкин Г. Г. Лингвокультурный концепт как системное образование. Указ. изд.; Его же. Слышкин Г. Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. М.: Academia, 2000 // http://www.fulbright.ru/russian/sumschool/2004/Slyshkin.doc.
21. Неретина С. С. Указ. соч.
22. Латино-англо-русский словарь философских терминов. – http://www.russiantext.com/russian_library/library/aquino/vocabularium.html.
23. Неретина С. С. Указ. соч.
24. Там же.
25. Там же.
26. Там же.
27. Там же. Позже идею двуосмысленности, обоснованной Боэцием, использует Ж. Делез; в переводе на русский – идея «равноголосия» (Делез Ж. Логика смысла. М.: Academia, 1995. С. 18.)
28. Неретина С. С. Указ. соч.
29. Там же.
30. Точнее необходимо говорить не о языке, а о речи, поскольку именно Средневековье знаменуют разведение языка и речи, отдавая последней субъективность, смыслоразличительную функцию и смысловое единство. Об этом см.: Неретина С. С. Указ. соч.
31. Латино-англо-русский словарь философских терминов. Указ. изд.
32. Неретина С. С. Указ. изд. Автор ссылается на работу Петра Абеляра «Диалектика».
33. Там же.
34. Там же.
35. Там же.
36. Там же.
37. Шварцкопф Ф. Метаморфоза Данного: На пути к экологии сознания. М.: Идея-Пресс, 2000. С. XVI . По сути, об этом же пишет И. А. Герасимова. См. работу: Герасимова И. А. Деонтическая логика и когнитивные установки // Логический анализ языка: Языки этики М.: Языки русской культуры, 2000. С. 9.
38. Эта идея ранее высказывалась И. Кантом, Э. Гуссерлем, Р. Штейнером, Г. Кюлевиндом. Кроме того, сравните «слоистое» строение концепта в культурно-семиотической теории Ю. С. Степанова (Указ. соч.).
39. Шварцкопф Ф. Указ. соч. С. XVI – 3.
40. Ф. Шварцкопф не единожды подчеркивает семиотическую природу земного существования, рассматривая его как текст.
41. Там же. С. 9.
42. Колесов В. В. Реализм и номинализм. Указ. изд.
43. Колесов В. В. Философия русского слова. Указ. изд. С. 53.
44. Колесов В. В. Реализм и номинализм. Указ. изд.
45. Там же.
46. Такое метафорическое определение концепта принадлежит С. Х. Ляхину. Цитируется по изданию: Воркачев С. Г. Концепт как лингвокультурологическая категория. Указ. изд. Подобные идеи высказывает и В. В. Колесов, когда обосновывает существование концепта аналогией с генными связями, воплощенными на клеточном уровне. Об этом см.: Колесов В. В. Философия русского слова. Указ. изд. С. 58.
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu
https://www.facebook.com/philologpspu
К 200-летию
И. С. Тургенева
Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)И. С. Тургенева
Архив «Филолога»:
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2005)
Выпуск № 6 (2005)
Выпуск № 5 (2004)
Выпуск № 4 (2004)
Выпуск № 3 (2003)
Выпуск № 2 (2003)
Выпуск № 1 (2002)