Главная > Выпуск № 7 > Ю. Н. Верховский в газете "Свободная Пермь" Ю. Н. Верховский в газете «Свободная Пермь»
|
В Перми | *** |
В аллеях городского парка Так долго осень молода. И золото пылает жарко, И пурпур, царственный всегда. По улице блуждают козы И отдыхают на крыльце. Не страшны здесь судьбы угрозы И злая дума о конце. Тут не считали жизнь веками. Но безответная текла – И отражала только в Каме Красу бездумного чела. Хоть лик ее порою страшен, Но дышит верою земля. И бором берег изукрашен, И часто море тучных пашен Сменяют светлые поля21. |
Едва ты завершил осенний круг работ, А все хозяйская забота Не кинула тебя, привычная, – и вот С тобой пошла в твои ворота. Я здесь, гляжу кругом, – а двор уж перекрыт, И поместителен и прочен. Пусть нынче выпал снег – и веет и летит, – Ты им уже не озабочен. Так и не мыслишь ты с заботою своей О человечьем пепелище, Что растревожил ты дворовых голубей, Разрушил где-то их жилище. А ночью слышу я – у нас над головой, Под крышей незнакомый шорох; Уже до света – труд, поспешный и живой, Кипит, в невнятных разговорах. Прислушиваюсь я – и снова в полусне Смыкаю томные ресницы – И как-то радостно и миротворно мне Под сенью милой Божьей птицы22. |
Два стихотворения | |
*** | *** |
Нам неземные речи нужны, Как птице крылья для полета. Без них мы злобны и недужны, Иль жаждем тайного чего-то, – Меж тем как темная влачится Дней нежеланных вереница. А далеко от этой были, В стране от этой слишком розной. Вся жизнь, какой мы грустно жили, – Невероятной, жуткой, грозной, Но вещей встанет, как дорога К пределам звездного чертога. |
Огонь не ставят под сосуд, Но на светильнике высоко, И в ночь торжественно несут – Всеозаряющее око. В ком пламень веры не потух, За теми – торжество и сила; Она б и мертвых воскресила! Верь: побеждает только дух23. |
Два стихотворения | |
1. Когда в мороз хоть на мгновенье Звезда проглянет из-за туч И на душу приветный луч Прольет отрадное забвенье, – Тогда, сияньями полна, Раскрыта прелесть ночи зимней, Радушней и гостеприимней Ее родная глубина. И не загадкою бесплодной В той осиянной глубине Душе является вполне Вся сила вечности холодной. |
2. Переживи и вьюги, и метели. Сложив покорно руки на груди, В своей холодной снеговой постели И смертный сон – последний – пережди. Когда снегам уплыть настанет время, По вековому мерному пути, Узнаешь ты, что в каждой смерти семя – Да возрастет, чтоб снова зацвести24. |
Другу | *** |
Уж не впервые говорю с тобой, Хотя и знаю: ты теперь далече; Бог весть, когда придем мы к новой встрече, Разрозненные смутною судьбой. Волны разгульной прядает прибой, Влечет пловца в пылу невнятной речи, – Но вдруг переплеснется через плечи, Его обдав лишь влагой голубой. Так, мысля о тебе, душой милую Живое упованье, что твоя Цела достигнет пристани ладья; А сам не верю в непогоду злую, Когда кругом среди неверной мглы И пенятся, и плещутся валы25. |
Кроткой торжественной ночью Видишь огни городские, Звону церковному внемлешь, – Только и видишь, и слышишь Светлой душою – не их. К тем, кто далеко, далеко Тихие грезы уносят; К тихим пределам былого; Дальше – туда, где безмолвно В любвеобильнейшем лоне Вечности светлой и строгой Чудной всезвездною ночью Мирно почили с любовью Милые, милые – вы26. |
Воспоминания младенчества
Литература ушла в катакомбы, в пещеры. Только изредка слышались оттуда смутные, глухие звуки.
Отсутствие бумаги, национализация типографий, издательских предприятий, книжной торговли и – случайно, очень редко, единицами, вдруг, как весть издалека, новая книга – не «скифская» и не агитационная, а просто книга. Мы жадно впиваем ее, как свидетельство о том, что нить, органическая нить внутренней, духовной жизни еще не порвана, что где-то глубоко-глубоко можно еще ощутить какую-то связь того, что во вне распалось и разложилось под напором диких стихийных разнузданных сил.
Таким живым голосом издалека – вернее, из глубины – была для нас в недавние дни книга Вячеслава Иванова «Младенчество», выпущенная в Петербурге издательством «Алконост» – и даже, пожалуй, красиво изданная – автобиографическая поэма, точнее – первая глава лирической автобиографии, не целиком еще развернутая «жизни длинная минея», написанная размером «заветных строф» Евгения Онегина.
Показательным для времени представляется нам заключительное примечание: почти вся поэма написана в Риме в 1913 году; только три заключительные строфы – в Москве в августе 1918 г. Как-то характерно именно теперь это позднее возвращение к давно задуманному и, в данной части, почти завершенному. Не менее для нас сейчас интересна и самая тема, как взор, обращенный назад, в далекое, в давно минувшее.
Мы узнаем, что тот же поэт готовит к печати и «Песни смутного времени»27, но вместе с тем душа его тянется и к светлому роднику уже пережитого, как бы стремясь нащупать живую, органическую связь свою с этим пережитым.
И лежащее перед нами произведение именно органически связано прежде всего со всей линией творческого пути автора: в качестве поэмы с такими его вещами, как, например, проникновенное повествование о Феофиле и Марии28; в качестве лирической автобиографии – с доброй частью интимной глубоко-личной лирики (например, с циклом Загорье29 – прямо как пролог с эпилогом).
Не менее важна перспектива историко-литературная, ведущая, в области художественной прозы, к именам Толстого, Аксакова, Полонского, а в поэзии – Боратынского, Огарева, Некрасова – и т. д.
Но это особые темы. Намечаем их только с тем, чтобы указать необходимость в данном случае (при других условиях) критически учесть указанные точки зрения. Сейчас нас влечет к поэме непосредственное чувство живой связи всего ее мира с нашим родным незабываемым прошлым. Она вся – еще в том быте, в том душевном укладе, с которым мы связаны неисчислимыми и неразрывными, хотя и тончайшими, нитями.
Это – в одну сторону. Но перед нами только пролог жизненной драмы. И вот от него – в другую сторону – столь же неуловимые, но и столь же твердо ощущаемые нити – к недавнему, к настоящему и, быть может, к отдаленному грядущему.
Перед нами – первая стадия странничества живой души среди реальных людей и подлинного простого быта, но также и среди тончайшей, едва уловимой, хотя и столь же ясно очерченной, действительности видений, смутных воспоминаний, предвестий, предчувствий и чаяний. И эти последние – привычные спутники и члены нашего действительного, непосредственного, цельного быта, только глядящие в даль неведомого.
Удивительна живопись отдельных лиц, пластическая лепка фигур. Вот нелюдим-отец младенца-героя поэмы, когда-то землемер, схвативший семя злой чахотки во мху родных болот, после – служака контрольной палаты и вместе с тем –
Он холодно-своеобычен
И не похож ни на кого;
Каким-то внутренним отличен
Сознаньем права своего –
Без имени, без титл обрядных –
На место меж людей изрядных.
Под пятьдесят; но седины
Не видно в бороде. Темны
И долги кудри; и не странен
На важном лике, вслед волос
Закинутом, – огромный нос.
Движеньем каждым отчеканен
Ум образованный...
(XV)
И не похож ни на кого;
Каким-то внутренним отличен
Сознаньем права своего –
Без имени, без титл обрядных –
На место меж людей изрядных.
Под пятьдесят; но седины
Не видно в бороде. Темны
И долги кудри; и не странен
На важном лике, вслед волос
Закинутом, – огромный нос.
Движеньем каждым отчеканен
Ум образованный...
(XV)
Позже перед нами – угрюмый затворник уединенного кабинета. Он заградился от мира –
И груду вольнодумных книг
Меж Богом и собой воздвиг.
(XXIV)
Меж Богом и собой воздвиг.
(XXIV)
Сын века, тип шестидесятых годов, интеллигент, жертва «проклятых вопросов» –
Быть может, искренней, народней
Иных – и в глубине свободней...
(XXVII)
Иных – и в глубине свободней...
(XXVII)
В алчущем уме – борьба гордыни и тайны Божьей. Ненависть к суеверию и всяческому клерикализму – и любовь к «тихому свету» всенощной.
Бунтует ум, но сердце верит.
В итоге – после предсмертных видений и знамений – вера побеждает, приводит к слезному покаянию.
Рядом – женский образ Несмеяны матери, сочетавшей в себе трезвый ум и живую народную веру.
Ей мир был лес,
Живой шептанием чудес.
Живой шептанием чудес.
Она считает святою старушку-няню Татьянушку – и эта старушка научила своего питомца искать «в простом разгадки тайной», как едва уловимый звон учит его чтить
Святой безмолвия язык.
И все это – в той предрассветной глубине первых дней, где сонные мечты смесились с воспоминанием; где береза, красная птичка, зоологический сад и в музее «Моисей» Микеланджело сочетаются с видениями, знамениями, гаданиями: Псалтырь, раскрытая матерью, предсказывает мальчику дар песен; ее сновидение – ангел, гость небес, и ангел мрака – научает его различать «два таинственные мира». И такими веяниями таинственного перемежается привычная домашняя жизнь в медленном московском быту. Москва с глухими окраинными переулками и с Патриаршими Прудами – широкий фон картины.
И, вглядываясь в нее, вы не только испытываете прилив воспоминаний детства, не только чувствуете прочное и кровное родство с родною почвой, но и явно ощущаете живую непрекращающуюся жизнь, питаемую ее соками, но и – далее – видите раскрывающиеся из этого пролога широкие и таинственные, как бы тонкой дымкой наполненные, дали жизни.
Вот это-то жизненное чувство глубинной связи нашей с младенческим прошлым, неразрывного единства этого прошлого с настоящим и через настоящее – с грядущим; это живое ощущение крепкой родной почвы под ногами – особенно дорого нам сейчас из всех переживаний, вызываемых задушевными признаниями этого – опять скажем – пролога.
И самое завершение его и появление в наши дни – знаменательное указание, что – как в неумиравшем былом – там, в катакомбах, в пещерах, все теплятся огни, и оттуда уже выносятся наружу, чтобы – не зажигать их под сосудом, но на светильнике.
Юрий Верховский
-----
* Речь идет о магистрантских экзаменах.
1. См.: «Адрес мой: Пермь. Университет». Пермские письма Ю.Н. Верховского к М.В. Сабашникову и М.О. Гершензону. Публикация и комментарии С.А. Звоновой и Т.Н. Фоминых// Филолог. 2004. № 5 .С. 101-106.
ЮН. Верховский – профессор Пермского университета. Публикация и комментарии С.А. Звоновой и Т.Н. Фоминых // Русская литература. 2005. № 2. С. 207-216.
2. Среди публикаций «Свободной Перми» интерес представляют стихи Вс. Никаноровича Иванова (См. о нем: Филолог. 2004. №5 . С. 105), а также отзыв Д.В. Болдырева о книге А. Белого «Рудольф Штейнер и Гете» (1917) и о романе А.Д. Скалдина «Странствия и приключения Никодима Старшего» (1917) (Болдырев Д.В. Два бреда // Свободная Пермь. 1919. 27 марта. С. 2-3). Дмитрий Васильевич Болдырев (1885-1920) – философ, с 1918 – приват-доцент Пермского университета, постоянный автор «Свободной Перми». Ср. упоминание в письме Ал.Н. Чеботаревской к М. О. Гершензону: «Роман Скалдина мы прочитали вместе с Алексеевыми, Болдыревым и Сюннербергами <…>» (См. Скалдин А.Д. Стихи. Проза. Статьи. Материалы к биографии / Сост., подгот. текста. вступ. статья, коммент. Т.С. Царьковой. СПб., 2004. С. 487). О Болдыреве Д.В. см. также: Вейдле В. Воспоминания. Публикация и комментарии И. Доронченкова // Диаспора: Новые материалы. Вып.III. СПб., 2002. С. 47, 133.
3. 6 февраля 1919 г. газета опубликовала заметку, содержащую, помимо биографических данных, информацию о научных трудах и поэтических сборниках Ю.Н. Верховского. Заметка носила панегирический характер: профессор Пермского университета был представлен публике как один из выдающихся современных русских поэтов. В заметке, в частности, сообщалось: «Как поэт, молодой ученый выступил в печати впервые еще студентом: 1 ноября 1899 г. в одиннадцатой книжке "Вестника Европы" появились два стихотворения Юрия Верховского "Сфинксы над Невой" (Из песен о Каменном Городе) и сонет "Безмолвен и угрюм уснул дремучий бор". Дебютировав так блестяще в солиднейшем и наиболее строгом из тогдашних русских журналов, Юрий Верховский делается постоянным и желанным сотрудником лучших русских литературных изданий. Стихотворения его появляются в "Русской мысли", "Мире Божием", "Весах", "Аполлоне", альманахах "Шиповника", "Северных записках", "Современнике" и других журналах. Первый сборник стихов Ю. Верховского, озаглавленный "Разные стихотворения", вышел в издательстве "Скорпион" (М., 1908 г.) – честь, которой удостаивались очень немногие молодые поэты. Второй сборник стихов "Идиллии и Элегии" издан издательством "Оры" в 1910 г. В текущем году исполняется двадцатилетие литературной деятельности поэта, которого Пермь теперь имеет удовольствие видеть в числе своих сограждан, - надеемся на долгое время» (Б. Г- н. Юрий Верховский // Свободная Пермь. 1919. 6 февраля. С. 2 - 3). Ю.Н. Верховский счел тон заметки недопустимым, о чем заявил письменно: «Многоуважаемый Борис Михайлович! Позвольте обратиться к Вам как к редактору литературного отдела "Свободной Перми". Мне трудно передать то тяжелое чувство, с каким я прочел биографические обо мне сведения, напечатанные в 20 номере Вашей газеты. Но, я полагаю, чувство это вполне понятно. Относясь с полным сочувствием к Вашей газете, я все же не могу не чувствовать крайней неловкости создавшегося положения. Если бы редакция предварительно обратилась ко мне, я бы, конечно, не дал своего согласия на помещение такой заметки – и не был бы вынужден выступать печатно. Теперь же обращаюсь к Вам с просьбою о напечатании этого моего письма в ближайшем номере газеты. Готовый к услугам Юрий Верховский. Пермь, четверг 6 февраля 1919 г.» (Свободная Пермь. 1919. 11 февраля. С. 4). Редакция, публикуя данное обращение, приложила к нему свой ответ. В нем она, отдавая должное чувствам автора и принося ему извинения за доставленное огорчение, от «нескромных» оценок не отказалась, более того, еще раз напомнила о грядущем юбилее поэта: «Но со своей стороны, идя навстречу желанию своих читателей, тому интересу, с которым был встречен в Перми Юрий Верховский, и тому глубокому вниманию, которым сопровождается каждое публичное выступление поэта в нашем городе, редакция считала себя вправе воспользоваться имевшимися в ее распоряжении сведениями, тем более, что сведения эти в значительной части своей являются достоянием всей читающей России. Соединение их в одной заметке вряд ли может почитаться нескромностью. Опубликование же этих сведений является в настоящее время особенно уместным ввиду исполняющегося в этом году двадцатилетия литературной деятельности поэта. Ред.» (Там же).
4. Верховский Ю.Н. – Гершензону М.О. Письмо от 18. 11. 1917 // РО РГБ. Ф.746. Карт.30. Ед. хр. 15. Л. 21, 24.
5. С.Б. Вечер скорби // Свободная Пермь. 1919. 12 февраля. С. 4.
6. В плане лектория значились также две лекции редактора литературного отдела «Свободной Перми» Б.М. Попова. Как указывалось в газетном анонсе, лекции были связаны «единством темы: "Идея искупления и проблема любви и власти над миром в творчестве Вагнера". Первая лекция обнимает первый и средний период творчества Вагнера до "Нибелунгов". Вторая лекция посвящена философии "Кольца Нибелунгов" и "Парсифалю"» (Свободная Пермь. 1919. 5 марта. С.4).
7. Свободная Пермь. 1919. 7 марта. С.4.
8. См.: Лавров А.В. Дружеские послания Вячеслава Иванова и Юрия Верховского // Вячеслав Иванов – Петербург – мировая культура: Материалы международной научной конференции 9-11 сентября 2002 г. Томск – М., 2003. С. 194-226.
9. См. об этом: «Адрес мой: Пермь. Университет». Пермские письма Ю.Н. Верховского к М.В. Сабашникову и
10. М.О. Гершензону. Указ. изд. С. 103.
11. Верховский Ю.Н. Предисловие // Поэты пушкинской поры. М., 1919. С. 6.
12. Свободная Пермь. 1919. 13 марта. С. 3, 4.
13. Свободная Пермь. 1919. 7 марта. С.4.
14. Верховский Ю.Н. Воспоминания младенчества // Свободная Пермь. 1919. 23 февраля. С.3.
15. См. об этом: Аверинцев СС. Вячеслав Иванов // Иванов Вяч. Стихотворения и поэмы. Л., 1976 (Б-ка поэта.
Малая серия. Издание третье). С. 52. О полемике А. Блока и Вяч. Иванова см. также: Ермилова Е.В. Теория и
образный мир русского символизма. М., 1989. С. 134-148.
16. Блок А. Земля в снегу. Третий сборник стихотворений. М., 1908. С. 8.
17. Верховский Ю.Н. Восхождение (к поэтике Александра Блока) // Об Александре Блоке. Пермь, 1921. С. 208.
18. Лавров А.В. Дружеские послания Вячеслава Иванова и Юрия Верховского. Указ. изд. С. 194, 196, 199.
19. В «Другу» различимы также горацианские мотивы. В оде «К кораблю Вергилия» Гораций выражает надежду на то, что его друг Вергилий достигнет берега Аттики невредимым. Верховский надеется, что ладья друга благополучно достигнет пристани. Ср. также восходящую к Горацию традицию стихотворного обращения к друзьям-поэтам. Верховский-комментатор специально исследовал горацианские мотивы в поэзии Дельвига. См.: Барон Дельвиг. Материалы биографические и литературные, собранные Ю.Верховским. П., 1922. С. 61, 63, 78, 79, 92, 93.
20. Тахо-Годи Е. «Остается исследовать источники воли и природу жажды» (О "Римских сонетах" Вячеслава Иванова) // Вячеслав Иванов - творчество и судьба: К 135-летию со дня рождения. М., 2002. С. 61, 69.
21. Альтман М.С. Разговоры с Вячеславом Ивановым. СПб.,1995.С. 68.
22. Свободная Пермь. 1919. 7 февраля. С. 2. Полностью данное стихотворение воспроизведено в статье Д. Красноперова «Поэт и ученый Ю.Н. Верховский» (Страницы прошлого: Избранные материалы краеведческих Смышляевских чтений в Перми. Пермь, 1999. Вып. 2. С. 38-39).
23. Свободная Пермь. 1919. 23 февраля. С. 2.
24. Свободная Пермь. 1919. 9 марта. С. 2.
25. Свободная Пермь. 1919. 16 марта. С. 2.
26. Свободная Пермь. 1919. 27 марта. С. 2.
27. Современная Пермь. 1919. 25 апреля. С. 2. Опубл. в: Стихотворения Юрия Верховского. Том первый. Сельские эпиграммы, идиллии, элегии. М.: Мусагет, МСМХVII. С. 230.
28. «Песни смутного времени» – цикл из семи стихотворений, написанных в ноябре-декабре 1917 г.
29. «Феофил и Мария. Повесть в терцинах». Вошла во второй том «Cor ardens».
30. «Загорье» – первое стихотворение в цикле «Повечерие» с общей датой: «Загорье, 1907 г». Цикл вошел в первый том «Cor ardens».
1. См.: «Адрес мой: Пермь. Университет». Пермские письма Ю.Н. Верховского к М.В. Сабашникову и М.О. Гершензону. Публикация и комментарии С.А. Звоновой и Т.Н. Фоминых// Филолог. 2004. № 5 .С. 101-106.
ЮН. Верховский – профессор Пермского университета. Публикация и комментарии С.А. Звоновой и Т.Н. Фоминых // Русская литература. 2005. № 2. С. 207-216.
2. Среди публикаций «Свободной Перми» интерес представляют стихи Вс. Никаноровича Иванова (См. о нем: Филолог. 2004. №5 . С. 105), а также отзыв Д.В. Болдырева о книге А. Белого «Рудольф Штейнер и Гете» (1917) и о романе А.Д. Скалдина «Странствия и приключения Никодима Старшего» (1917) (Болдырев Д.В. Два бреда // Свободная Пермь. 1919. 27 марта. С. 2-3). Дмитрий Васильевич Болдырев (1885-1920) – философ, с 1918 – приват-доцент Пермского университета, постоянный автор «Свободной Перми». Ср. упоминание в письме Ал.Н. Чеботаревской к М. О. Гершензону: «Роман Скалдина мы прочитали вместе с Алексеевыми, Болдыревым и Сюннербергами <…>» (См. Скалдин А.Д. Стихи. Проза. Статьи. Материалы к биографии / Сост., подгот. текста. вступ. статья, коммент. Т.С. Царьковой. СПб., 2004. С. 487). О Болдыреве Д.В. см. также: Вейдле В. Воспоминания. Публикация и комментарии И. Доронченкова // Диаспора: Новые материалы. Вып.III. СПб., 2002. С. 47, 133.
3. 6 февраля 1919 г. газета опубликовала заметку, содержащую, помимо биографических данных, информацию о научных трудах и поэтических сборниках Ю.Н. Верховского. Заметка носила панегирический характер: профессор Пермского университета был представлен публике как один из выдающихся современных русских поэтов. В заметке, в частности, сообщалось: «Как поэт, молодой ученый выступил в печати впервые еще студентом: 1 ноября 1899 г. в одиннадцатой книжке "Вестника Европы" появились два стихотворения Юрия Верховского "Сфинксы над Невой" (Из песен о Каменном Городе) и сонет "Безмолвен и угрюм уснул дремучий бор". Дебютировав так блестяще в солиднейшем и наиболее строгом из тогдашних русских журналов, Юрий Верховский делается постоянным и желанным сотрудником лучших русских литературных изданий. Стихотворения его появляются в "Русской мысли", "Мире Божием", "Весах", "Аполлоне", альманахах "Шиповника", "Северных записках", "Современнике" и других журналах. Первый сборник стихов Ю. Верховского, озаглавленный "Разные стихотворения", вышел в издательстве "Скорпион" (М., 1908 г.) – честь, которой удостаивались очень немногие молодые поэты. Второй сборник стихов "Идиллии и Элегии" издан издательством "Оры" в 1910 г. В текущем году исполняется двадцатилетие литературной деятельности поэта, которого Пермь теперь имеет удовольствие видеть в числе своих сограждан, - надеемся на долгое время» (Б. Г- н. Юрий Верховский // Свободная Пермь. 1919. 6 февраля. С. 2 - 3). Ю.Н. Верховский счел тон заметки недопустимым, о чем заявил письменно: «Многоуважаемый Борис Михайлович! Позвольте обратиться к Вам как к редактору литературного отдела "Свободной Перми". Мне трудно передать то тяжелое чувство, с каким я прочел биографические обо мне сведения, напечатанные в 20 номере Вашей газеты. Но, я полагаю, чувство это вполне понятно. Относясь с полным сочувствием к Вашей газете, я все же не могу не чувствовать крайней неловкости создавшегося положения. Если бы редакция предварительно обратилась ко мне, я бы, конечно, не дал своего согласия на помещение такой заметки – и не был бы вынужден выступать печатно. Теперь же обращаюсь к Вам с просьбою о напечатании этого моего письма в ближайшем номере газеты. Готовый к услугам Юрий Верховский. Пермь, четверг 6 февраля 1919 г.» (Свободная Пермь. 1919. 11 февраля. С. 4). Редакция, публикуя данное обращение, приложила к нему свой ответ. В нем она, отдавая должное чувствам автора и принося ему извинения за доставленное огорчение, от «нескромных» оценок не отказалась, более того, еще раз напомнила о грядущем юбилее поэта: «Но со своей стороны, идя навстречу желанию своих читателей, тому интересу, с которым был встречен в Перми Юрий Верховский, и тому глубокому вниманию, которым сопровождается каждое публичное выступление поэта в нашем городе, редакция считала себя вправе воспользоваться имевшимися в ее распоряжении сведениями, тем более, что сведения эти в значительной части своей являются достоянием всей читающей России. Соединение их в одной заметке вряд ли может почитаться нескромностью. Опубликование же этих сведений является в настоящее время особенно уместным ввиду исполняющегося в этом году двадцатилетия литературной деятельности поэта. Ред.» (Там же).
4. Верховский Ю.Н. – Гершензону М.О. Письмо от 18. 11. 1917 // РО РГБ. Ф.746. Карт.30. Ед. хр. 15. Л. 21, 24.
5. С.Б. Вечер скорби // Свободная Пермь. 1919. 12 февраля. С. 4.
6. В плане лектория значились также две лекции редактора литературного отдела «Свободной Перми» Б.М. Попова. Как указывалось в газетном анонсе, лекции были связаны «единством темы: "Идея искупления и проблема любви и власти над миром в творчестве Вагнера". Первая лекция обнимает первый и средний период творчества Вагнера до "Нибелунгов". Вторая лекция посвящена философии "Кольца Нибелунгов" и "Парсифалю"» (Свободная Пермь. 1919. 5 марта. С.4).
7. Свободная Пермь. 1919. 7 марта. С.4.
8. См.: Лавров А.В. Дружеские послания Вячеслава Иванова и Юрия Верховского // Вячеслав Иванов – Петербург – мировая культура: Материалы международной научной конференции 9-11 сентября 2002 г. Томск – М., 2003. С. 194-226.
9. См. об этом: «Адрес мой: Пермь. Университет». Пермские письма Ю.Н. Верховского к М.В. Сабашникову и
10. М.О. Гершензону. Указ. изд. С. 103.
11. Верховский Ю.Н. Предисловие // Поэты пушкинской поры. М., 1919. С. 6.
12. Свободная Пермь. 1919. 13 марта. С. 3, 4.
13. Свободная Пермь. 1919. 7 марта. С.4.
14. Верховский Ю.Н. Воспоминания младенчества // Свободная Пермь. 1919. 23 февраля. С.3.
15. См. об этом: Аверинцев СС. Вячеслав Иванов // Иванов Вяч. Стихотворения и поэмы. Л., 1976 (Б-ка поэта.
Малая серия. Издание третье). С. 52. О полемике А. Блока и Вяч. Иванова см. также: Ермилова Е.В. Теория и
образный мир русского символизма. М., 1989. С. 134-148.
16. Блок А. Земля в снегу. Третий сборник стихотворений. М., 1908. С. 8.
17. Верховский Ю.Н. Восхождение (к поэтике Александра Блока) // Об Александре Блоке. Пермь, 1921. С. 208.
18. Лавров А.В. Дружеские послания Вячеслава Иванова и Юрия Верховского. Указ. изд. С. 194, 196, 199.
19. В «Другу» различимы также горацианские мотивы. В оде «К кораблю Вергилия» Гораций выражает надежду на то, что его друг Вергилий достигнет берега Аттики невредимым. Верховский надеется, что ладья друга благополучно достигнет пристани. Ср. также восходящую к Горацию традицию стихотворного обращения к друзьям-поэтам. Верховский-комментатор специально исследовал горацианские мотивы в поэзии Дельвига. См.: Барон Дельвиг. Материалы биографические и литературные, собранные Ю.Верховским. П., 1922. С. 61, 63, 78, 79, 92, 93.
20. Тахо-Годи Е. «Остается исследовать источники воли и природу жажды» (О "Римских сонетах" Вячеслава Иванова) // Вячеслав Иванов - творчество и судьба: К 135-летию со дня рождения. М., 2002. С. 61, 69.
21. Альтман М.С. Разговоры с Вячеславом Ивановым. СПб.,1995.С. 68.
22. Свободная Пермь. 1919. 7 февраля. С. 2. Полностью данное стихотворение воспроизведено в статье Д. Красноперова «Поэт и ученый Ю.Н. Верховский» (Страницы прошлого: Избранные материалы краеведческих Смышляевских чтений в Перми. Пермь, 1999. Вып. 2. С. 38-39).
23. Свободная Пермь. 1919. 23 февраля. С. 2.
24. Свободная Пермь. 1919. 9 марта. С. 2.
25. Свободная Пермь. 1919. 16 марта. С. 2.
26. Свободная Пермь. 1919. 27 марта. С. 2.
27. Современная Пермь. 1919. 25 апреля. С. 2. Опубл. в: Стихотворения Юрия Верховского. Том первый. Сельские эпиграммы, идиллии, элегии. М.: Мусагет, МСМХVII. С. 230.
28. «Песни смутного времени» – цикл из семи стихотворений, написанных в ноябре-декабре 1917 г.
29. «Феофил и Мария. Повесть в терцинах». Вошла во второй том «Cor ardens».
30. «Загорье» – первое стихотворение в цикле «Повечерие» с общей датой: «Загорье, 1907 г». Цикл вошел в первый том «Cor ardens».
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu
https://www.facebook.com/philologpspu
К 200-летию
И. С. Тургенева
Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)И. С. Тургенева
Архив «Филолога»:
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2005)
Выпуск № 6 (2005)
Выпуск № 5 (2004)
Выпуск № 4 (2004)
Выпуск № 3 (2003)
Выпуск № 2 (2003)
Выпуск № 1 (2002)