Главная > Выпуск № 8 > Театр-Театр - место встречи людей

Елена Сушанек

«Театр-Театр» – место встречи людей

     По результатам социологического исследования Пермский академический Театр-Театр, наряду с художественной галереей и театром оперы и балета, входит в тройку самых значимых  культурных объектов  города.  Это утверждали даже те респонденты, которые не ходят в театры, но  уверены:  «Театр-Театр»  необходим городу –  как данность, как  место  встречи людей.
     Борис Мильграм  убежден в судьбоносной миссии «Театра-Театра» и театров вообще на территории Перми. Само появление  здания драмы на улице Ленина в 80-х годах стало, по его мнению,  событием знаковым.   Знаковым  как для самого театра, так и для города.  Ведь театр драмы  вырос  на одной оси с театром оперы и балета.  Между музыкальным и драматическим  театрами  –  «белый дом», или власть.  
     «Это та ось, на которой держится власть, – говорит Борис Мильграм. – Показательно, что здание драмы  возвели,  пусть в духе своего времени не слишком архитектурно  изысканно,  но масштабно, глобально,  патетически.  Как бы в надежде: ну вот, сейчас театр сильно зазвучит. Этого не произошло. Переехав из уютного особнячка  с улицы  Большевистской в помпезный дворец на Ленина, драматический театр потерялся.  Я помню один из первых спектаклей в новом здании –  “Горе от ума”. В нем все персонажи ходили с колотушками, сделанными из ваты, и  били без звука. Символично!  Театр, который должен был стать “колотушкой” –   он был ею  в 70-е годы  –  чем-то громким, шумным,  теперь  бил без звука, как  колокол без языка.  И надо было этот  “колокол переколоколовать, перевыколоколовать” – вернуть пермскую драму  на театральную карту не столько даже Перми (на ней  она  номинально  присутствовала),  сколько России. Потому что так устроено, чтобы стать чем-то  здесь,  надо стать брендом в России.  В этом направлении мы и идем, на мой взгляд,  достаточно успешно».
     В театре неслучайно сменили название. «Выбор имени, – заметил  один из маркетологов – это как управление гоночным автомобилем. Без риска нет победы». «Театр-Театр» было рисковым названием. Город сначала впал в недоумение, а потом стал играть со словами: Мильграм-Мильграм, спектакль-спектакль, афиша-афиша… И сам не заметил, как стал частью «Театра-Театра» и его игры – первой и главной реальности, которую предлагает своему зрителю театр.
     «Театр-Театр» образца 2009 года – это площадка, открытая творческим замыслам самых разных режиссеров. Это театр многоголосый, полифонический. Рядом  с драматическими здесь идут музыкальные спектакли, зрелищные постановки уступают место камерным, трагедии сменяются комедиями, за мелодрамами следуют фарсы. Сегодня здесь прекрасно сосуществуют разные виды и типы театральности, разные ядра и уровни театра.
     Своеобразным апогеем новой театральной политики стал фестиваль «Пространство режиссуры». Фестиваль прошел в октябре.  Благодаря ему пермский зритель не только  увидел спектакль легендарного  Питера Брука, отмеченные «Золотой маской» работы Льва Эренбурга («Гроза») и Миндаугаса Карбаускиса («Рассказ о семи повешенных»),  но  и круто «поварился» в густом  бульоне театральных споров и разговоров. На фестиваль, чтобы вести лаборатории, диспуты, мастер-классы, приехали  известные театральные деятели, режиссеры, критики, художники, студенты театральных ВУЗов  из Москвы, Петербурга, других городов России..  Это были незабываемые встречи людей: людей театра и не театра, одних с другими и всех между собой. 
     В 2010 году главными героями «Пространства режиссуры» станут  французы – режиссеры, критики, актеры, продюсеры.
«Дальше, – говорит Борис Мильграм, –  мы будем искать новые контакты. Мы должны привлечь на свою территорию наибольшее количество профессионалов. Для того чтобы пермский зритель  не был отделен от российского, европейского, мирового театра. Чтобы наш  театр  был вписан в общий театральный контекст. Чтобы наша публика с легкостью воспринимала  спектакли любых свойств, устройств, стран…   Чтобы у нее  появился  вкус  к театру, к жизни».
     Одним из таких уже свершившихся контактов  стала  «Новая драма». Фестиваль современной драматургии «Новая драма» с успехом прошел в марте, собрав в свой круг  творческую молодежь Перми, Москвы, Петербурга… Принципиально другой язык, неожиданный герой, иная театральная реальность – ничего подобного в городе не было никогда. Теперь будет.  Осенью  начнет  свою  работу на малой сцене театр «Молот», идеологию которого разрабатывает Эдуард Бояков, – режиссер, продюсер, художественный руководитель московского театра «Практика», создатель фестивалей «Золотая маска» и «Новая драма». Личность, в стране  хорошо известная.
     82-й театральный сезон стал для театра сезоном комедий. В репертуаре появилось пять новых спектаклей:  четыре комедии и сказка «Снежная королева»  – тоже комедия, только для детей.
     Открывался сезон  «Квадратурой  круга». Для тех, кто не видел, – это  ироничная  история  про любовь в эпоху строительства социализма по пьесе Валентина Катаева.  Ударная, как первые пятилетки, сказка о потерянном времени, поставленная питерским режиссером Владимиром Гурфинкелем,  имела успех и шла с сентября по июнь  с аншлагами.





В. Катаев. «Квадратура круга». Режиссер В.Гурфинкель.
Комедия о том, как любили наши бабушки и дедушки.
Абрам – Дмитрий Васев.
Людмилочка – Марина Жукова.
     Известный питерский режиссер Геннадий Тростянецкий осуществил постановку «Честного авантюриста» Карло Гольдони. Спектакль сделан в изящном, игривом, элегантном комедийном тоне; идет  в потрясающих декорациях и костюмах; щедро оснащен  остроумными лацци (любимый прием комедии дель арте) и элементами оперы-буфф.




 
К.Гольдони. «Честный авантюрист».
Экстравагантная комедия. Режиссер – Г. Тростянецкий.
Граф Портичи – Дмитрий Васев
     Борис Мильграм поставил «Антракт» по пьесе Александра Марданя как  акт творческого вуайеризма. Получился спектакль-импровизация, где артисты  самозабвенно обыгрывают обывательские штампы, сложившиеся вокруг понятия «провинциальный театр»  и, конечно,  мысли режиссера на тему театральных реалий вообще.

 
А.Мардань. «Антракт».
Акт творческого вуайеризма.
Режиссер Б.Мильграм.
Наташа – Мария Полыгалова
Ирина – Ирина Максимкина
     Борис Цейтлин, режиссер из Питера, известный в Перми своими постановками «Сон в летнюю ночь» по Шекспиру и «Лирическая  хроника» по Окуджаве, на этот раз минимизировал декорации, музыкальное оформление и практически отказался от каких-либо  постановочных кунштюков. Ради чего?  Ради  чистого звучания умного  Володинского текста и ничем не замутненного актерского существования на сцене:  движения, паузы, жесты, внутренние взаимоотношения, колорит ситуации… 
     Его «Дульсинея Тобосская» наполнена юмором  высокой комедийной пробы:  когда за игривым, фривольным, легкомысленным действием сквозит мысль, проступает грусть.

А.Володин. «Дульсинея Тобосская».
Режиссер Б.Цейтлин. Комедия (по документам эпохи).
Альдонса,
которую покойный Дон Кихот
называл Дульсинеей, – Юлия Захаркина
     82-й театральный сезон закончился. Да здравствует 83-й театральный сезон! Подготовка к нему уже идет. Летом в театре  будет  проведена реконструкция большой сцены – заменены лебедки и планшет сцены, которые не менялись уже более 30 лет  и стали реально опасны, если учесть те  мощные  декорации, которые используются сегодня театром. В планах также –  полная компьютеризация  всей  системы управления сценическими механизмами. Это  позволит при  будущих  постановках использовать более совершенные технологии, что повысит техническое качество и зрелищность спектаклей. Серьезной реконструкции  подвергнется  фойе малого зала и сам  малый  зал, где существуют большие проблемы со звукоизоляцией.
     Предварит открытие 83-го театрального сезона в «Театре-Театре» фестиваль-школа современного искусства «Территория». С 10 по 20 сентября весь город станет площадкой театральных экспериментов. Программа фестиваля еще обсуждается и  будет видоизменяться. Но, чтобы обозначить масштаб «Территории»,  проговоримся о  некоторых из ее событий – эти, как минимум,  будут… Английский проект с шаолиньскими монахами «Сутра». Спектакль «Школы драматического искусства» – театра, созданного  Анатолием Васильевым. Знаменитая постановка  режиссера Дмитрия Крымова «Смерть жирафа».  Проект «Театр в тюрьме».  Поскольку «Территория» – фестиваль обучающий, на него приедут из разных уголков страны около двухсот   студентов, занимающихся современным искусством. Эта публика  традиционно собирается на  «Территории».  Но если  раньше территорией  фестиваля была Москва, то в этом сентябре усилиями министерства культуры и «Театра-Театра» площадкой  современного искусства станет Пермь.
     Сам  «Театр-Театр» откроется мощной премьерой – музыкальной мистерией «Жизнь человека» по пьесе Леонида Андреева в постановке Бориса Мильграма с музыкой известного джазового музыканта Владимира Чекасина.
     Словом,  театральная осень  обещает быть бурной на события  и богатой на впечатления.  Встретимся в «Театре-Театре».
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2004)
Выпуск № 6 (2004)
Выпуск № 5 (2003)
Выпуск № 4 (2003)
Выпуск № 3 (2002)
Выпуск № 2 (2002)
Выпуск № 1 (2001)