Главная > Выпуск № 8 > Театр-Театр - место встречи людей Елена Сушанек«Театр-Театр» – место встречи людей По результатам социологического исследования Пермский академический Театр-Театр, наряду с художественной галереей и театром оперы и балета, входит в тройку самых значимых культурных объектов города. Это утверждали даже те респонденты, которые не ходят в театры, но уверены: «Театр-Театр» необходим городу – как данность, как место встречи людей.
Борис Мильграм убежден в судьбоносной миссии «Театра-Театра» и театров вообще на территории Перми. Само появление здания драмы на улице Ленина в 80-х годах стало, по его мнению, событием знаковым. Знаковым как для самого театра, так и для города. Ведь театр драмы вырос на одной оси с театром оперы и балета. Между музыкальным и драматическим театрами – «белый дом», или власть.
«Это та ось, на которой держится власть, – говорит Борис Мильграм. – Показательно, что здание драмы возвели, пусть в духе своего времени не слишком архитектурно изысканно, но масштабно, глобально, патетически. Как бы в надежде: ну вот, сейчас театр сильно зазвучит. Этого не произошло. Переехав из уютного особнячка с улицы Большевистской в помпезный дворец на Ленина, драматический театр потерялся. Я помню один из первых спектаклей в новом здании – “Горе от ума”. В нем все персонажи ходили с колотушками, сделанными из ваты, и били без звука. Символично! Театр, который должен был стать “колотушкой” – он был ею в 70-е годы – чем-то громким, шумным, теперь бил без звука, как колокол без языка. И надо было этот “колокол переколоколовать, перевыколоколовать” – вернуть пермскую драму на театральную карту не столько даже Перми (на ней она номинально присутствовала), сколько России. Потому что так устроено, чтобы стать чем-то здесь, надо стать брендом в России. В этом направлении мы и идем, на мой взгляд, достаточно успешно».
В театре неслучайно сменили название. «Выбор имени, – заметил один из маркетологов – это как управление гоночным автомобилем. Без риска нет победы». «Театр-Театр» было рисковым названием. Город сначала впал в недоумение, а потом стал играть со словами: Мильграм-Мильграм, спектакль-спектакль, афиша-афиша… И сам не заметил, как стал частью «Театра-Театра» и его игры – первой и главной реальности, которую предлагает своему зрителю театр.
«Театр-Театр» образца 2009 года – это площадка, открытая творческим замыслам самых разных режиссеров. Это театр многоголосый, полифонический. Рядом с драматическими здесь идут музыкальные спектакли, зрелищные постановки уступают место камерным, трагедии сменяются комедиями, за мелодрамами следуют фарсы. Сегодня здесь прекрасно сосуществуют разные виды и типы театральности, разные ядра и уровни театра.
Своеобразным апогеем новой театральной политики стал фестиваль «Пространство режиссуры». Фестиваль прошел в октябре. Благодаря ему пермский зритель не только увидел спектакль легендарного Питера Брука, отмеченные «Золотой маской» работы Льва Эренбурга («Гроза») и Миндаугаса Карбаускиса («Рассказ о семи повешенных»), но и круто «поварился» в густом бульоне театральных споров и разговоров. На фестиваль, чтобы вести лаборатории, диспуты, мастер-классы, приехали известные театральные деятели, режиссеры, критики, художники, студенты театральных ВУЗов из Москвы, Петербурга, других городов России.. Это были незабываемые встречи людей: людей театра и не театра, одних с другими и всех между собой.
В 2010 году главными героями «Пространства режиссуры» станут французы – режиссеры, критики, актеры, продюсеры.
Одним из таких уже свершившихся контактов стала «Новая драма». Фестиваль современной драматургии «Новая драма» с успехом прошел в марте, собрав в свой круг творческую молодежь Перми, Москвы, Петербурга… Принципиально другой язык, неожиданный герой, иная театральная реальность – ничего подобного в городе не было никогда. Теперь будет. Осенью начнет свою работу на малой сцене театр «Молот», идеологию которого разрабатывает Эдуард Бояков, – режиссер, продюсер, художественный руководитель московского театра «Практика», создатель фестивалей «Золотая маска» и «Новая драма». Личность, в стране хорошо известная.
82-й театральный сезон стал для театра сезоном комедий. В репертуаре появилось пять новых спектаклей: четыре комедии и сказка «Снежная королева» – тоже комедия, только для детей.
Борис Цейтлин, режиссер из Питера, известный в Перми своими постановками «Сон в летнюю ночь» по Шекспиру и «Лирическая хроника» по Окуджаве, на этот раз минимизировал декорации, музыкальное оформление и практически отказался от каких-либо постановочных кунштюков. Ради чего? Ради чистого звучания умного Володинского текста и ничем не замутненного актерского существования на сцене: движения, паузы, жесты, внутренние взаимоотношения, колорит ситуации…
82-й театральный сезон закончился. Да здравствует 83-й театральный сезон! Подготовка к нему уже идет. Летом в театре будет проведена реконструкция большой сцены – заменены лебедки и планшет сцены, которые не менялись уже более 30 лет и стали реально опасны, если учесть те мощные декорации, которые используются сегодня театром. В планах также – полная компьютеризация всей системы управления сценическими механизмами. Это позволит при будущих постановках использовать более совершенные технологии, что повысит техническое качество и зрелищность спектаклей. Серьезной реконструкции подвергнется фойе малого зала и сам малый зал, где существуют большие проблемы со звукоизоляцией.
Предварит открытие 83-го театрального сезона в «Театре-Театре» фестиваль-школа современного искусства «Территория». С 10 по 20 сентября весь город станет площадкой театральных экспериментов. Программа фестиваля еще обсуждается и будет видоизменяться. Но, чтобы обозначить масштаб «Территории», проговоримся о некоторых из ее событий – эти, как минимум, будут… Английский проект с шаолиньскими монахами «Сутра». Спектакль «Школы драматического искусства» – театра, созданного Анатолием Васильевым. Знаменитая постановка режиссера Дмитрия Крымова «Смерть жирафа». Проект «Театр в тюрьме». Поскольку «Территория» – фестиваль обучающий, на него приедут из разных уголков страны около двухсот студентов, занимающихся современным искусством. Эта публика традиционно собирается на «Территории». Но если раньше территорией фестиваля была Москва, то в этом сентябре усилиями министерства культуры и «Театра-Театра» площадкой современного искусства станет Пермь.
Сам «Театр-Театр» откроется мощной премьерой – музыкальной мистерией «Жизнь человека» по пьесе Леонида Андреева в постановке Бориса Мильграма с музыкой известного джазового музыканта Владимира Чекасина.
Словом, театральная осень обещает быть бурной на события и богатой на впечатления. Встретимся в «Театре-Театре».
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu |
К 200-летию
Выпуск № 27 (2014)И. С. Тургенева Архив «Филолога»: Выпуск № 26 (2014) Выпуск № 25 (2013) Выпуск № 24 (2013) Выпуск № 23 (2013) Выпуск № 22 (2013) Выпуск № 21 (2012) Выпуск № 20 (2012) Выпуск № 19 (2012) Выпуск № 18 (2012) Выпуск № 17 (2011) Выпуск № 16 (2011) Выпуск № 15 (2011) Выпуск № 14 (2011) Выпуск № 13 (2010) Выпуск № 12 (2010) Выпуск № 11 (2010) Выпуск № 10 (2010) Выпуск № 9 (2009) Выпуск № 8 (2009) Выпуск № 7 (2005) Выпуск № 6 (2005) Выпуск № 5 (2004) Выпуск № 4 (2004) Выпуск № 3 (2003) Выпуск № 2 (2003) Выпуск № 1 (2002) |