Главная
>
Выпуск № 9
>
«Наши»: Из жизни слов
Колонка редактора
«Наши»:
Из жизни слов
Хорошее слово – «наши». Теплое слово. Даже домашнее какое-то. Уютное.
Наши дела, наши планы, наши соседи, наши друзья…
И дело не только в том, что все эти дела, планы, соседи и друзья в соединении с притяжательным местоимением «наши» утрачивают свою отчужденность и обнаруживают причастность, принадлежность. Не менее важно, что это причастность к уже существующему единству, принадлежность сложившейся общности – некоему мы, нам, а в этом контексте даже наши проблемы и наши недостатки переживаются легче, ибо не в одиночку.
Есть, правда, и риск: наши пороки грозят сами собой обернуться (притвориться) нашими достоинствами, ведь коллектив, как известно, большая сила и – хуже того – всегда прав. И всё-таки в определении «наши» есть утешительный и «защитительный» смысл.
Однако зависимым положением слово «наши» не удовлетворяется и не ограничивается – оно (как, впрочем, и многие другие слова, и не только слова) норовит повысить свой статус, высвободиться из-под бремени обслуживания-подчинения и обрести полную самостоятельность, то есть стать не определяющим, а определяемым, перейти из местоимений в существительные. Например, так: Наши затеяли праздновать Новый год в дорогом ресторане. Или: Наши передумали тратиться на ресторан: кризис как-никак.
Интересно, что компьютеру эти метаморфозы не нравятся. Он подчеркивает слово «наши» зеленой волной и подсказывает: «Нет существительных, согласующихся с прилагательным “наши”». Ну, компьютер, как известно, грамотей механический и весьма относительный, тем более что слово «наши» ни до субстантивации, ни после неё вовсе не прилагательное.
Однако сама по себе метаморфоза – вещь действительно небезопасная, ибо кто был ничем, тот, как правило, ничем и остается, разве только становится заметным, угрожающим ничем. Вот и слову «наши» никак не избавиться от родовой травмы – изначальной и неизбывной несамодостаточности: даже если «нашим» удалось субстантивироваться, то по их поводу неизбежно возникает вопрос не «кто?», а «чьи?» И далее, в уточнение: кому принадлежат? кем опекаются-управляются? от кого получают инструкции, указания, советы, команды?
Замечательную иллюстрацию на интересующую нас лингво-социологическую тему написал когда-то Ф.М. Достоевский. В его романе «Бесы» слово «наши» фигурирует в двух интересующих нас ипостасях.
Прежде всего, конечно, в обычном своём качестве определения при существительном: «в наших внутренних и внешних делах», «в наших главах», «из столичных прогрессивных уголков наших», «нашим помещикам», «с нашими мужичками», «немцы – двухсотлетние учителя наши» и т.д. и т.п.
А параллельно «наши» используются в качестве субстантива: многозначительно-расплывчатого названия некоего сообщества, которое не сразу персонифицируется, предъявляется постепенно и по ходу романа из аморфной группы необязательных слушателей либеральных эскапад Степана Трофимовича Верховенского цементируется в исполнителей злой воли авантюриста и провокатора Петра Верховенского.
«У наших» – так и называется глава, в которой «наши» предстают во всей красе своего агрессивного невежества, ущемленного самолюбия и зловещей готовности к исполнению внушенной им миссии. Эти «угрюмые тупицы», как называет их Петр Степанович, изнемогают от желания заполнить собственную пустоту звонкими новомодными мнимостями и представляют собой самый подходящий «материал» для любых политических манипуляций, для «решения скорого, в чём бы оно ни состояло», даже если это решение «срезать радикально сто миллионов голов».
Бесхозные в начале романа (нельзя же всерьёз считать их поводырем Степана Трофимовича, который только и умел, что «либерально и красноречиво болтать»), в лице Верховенского-младшего «наши» обретают своего гуру, который умело втягивает их в «систематический скандал» с поджогами и убийствами, намертво связывает круговой порукой, а саму эту связь скрепляет кровью выпавшего из рядов Шатова, которого для проверки боеготовности подопечных и укрепления собственной безраздельной власти над ними объявляет доносчиком. «В то, что Шатов донесёт, наши все поверили; но в то, что Пётр Степанович играет ими, как пешками, – тоже верили. А затем все знали, что завтра всё-таки явятся в комплекте на место, и судьба Шатова решена. Чувствовали, что вдруг как мухи попали в паутину к огромному пауку; злились, но тряслись от страху».
Разумеется, так всё и случилось: «собрались наши в полном комплекте, впятером», ибо твёрдо усвоили, что «все наши обязаны солидарностью», и соответствующим солидарно-комплектным усилием совершили своё финальное злодеяние, окончательно и бесповоротно субстантивировавшись – превратившись из наших в бесов.
Красноречивую притчу рассказал Достоевский.
Правда, сам он тоже грешил неприязнью к разного рода «чужим», но это не мешало ему проницательно предвидеть зловещий потенциал безобидного на первый взгляд явления. Как не помешало угадать главный способ рекрутирования «наших» – «первым делом понижается уровень образования, наук и талантов» – и назвать главный ресурс пополнения их рядов: «послушание школьников и дурачков достигло высшей черты; у наставников раздавлен пузырь с желчью; везде тщеславие размеров непомерных, аппетит зверский, неслыханный...»
«О, дайте, дайте, взрасти поколению», – плотоядно предвкушал авантюрист Верховенский.
Дадим?
В очередной раз дадим?
Или, может быть, всё-таки посвятим ещё не укомплектованных в боевые пятерки мальчиков и девочек в драматические перипетии жизни слов?
Галина Ребель
|
К 200-летию
И. С. Тургенева
Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014) Выпуск № 26 (2014) Выпуск № 25 (2013) Выпуск № 24 (2013) Выпуск № 23 (2013) Выпуск № 22 (2013) Выпуск № 21 (2012) Выпуск № 20 (2012) Выпуск № 19 (2012) Выпуск № 18 (2012) Выпуск № 17 (2011) Выпуск № 16 (2011) Выпуск № 15 (2011) Выпуск № 14 (2011) Выпуск № 13 (2010) Выпуск № 12 (2010) Выпуск № 11 (2010) Выпуск № 10 (2010) Выпуск № 9 (2009) Выпуск № 8 (2009) Выпуск № 7 (2005) Выпуск № 6 (2005) Выпуск № 5 (2004) Выпуск № 4 (2004) Выпуск № 3 (2003) Выпуск № 2 (2003) Выпуск № 1 (2002) |