Главная > Выпуск № 9 > «Прозрачное время» Андрея Безукладникова

Галина Ребель

Прозрачное время
Андрея Безукладникова

Выставка фотографий Андрея Безукладникова, открывшаяся 26 октября в Пермской художественной галерее,  многозначна.

С одной стороны, она без труда вписывается в контекст тех «культуртрегерских» мероприятий, которые в немалом количестве проводятся столичными гостями и местными официальными кураторами пермской культуры, – вот и на сей раз мероприятие случилось не без участия Марата Гельмана, отдавшего Безукладникову на его новые проекты свою Строгановскую премию.

С другой стороны – это в каком-то смысле возвращение «блудного сына», благодарный поклон состоявшегося в столице художника «малой родине», которую он так нежно и пристально запечатлел на своих снимках 80 – 90-х годов.

 С третьей – это приглашение к соразмышлению о совсем недавней эпохе, которая так по-разному отразилась в индивидуальной памяти вчерашних советских граждан и так непрозрачно, непримиримо полемически живет в коллективной памяти сегодняшних россиян.

Наконец, для самого художника это событие этапное, юбилейное, приуроченное к его 50-летию.

Несомненно, есть у выставки «Прозрачное время» и другие, не менее значительные стороны и смыслы, которые каждый ее посетитель откроет для себя самостоятельно, как несомненно то, что заинтересованы и впечатлены будут все.

Но для начала придется перенастроить собственную оптику, переключиться с аляповато-кричащих, зазывно-агрессивных проявлений  повседневности на сдержанно-элегантный графический стиль черно-белой фотографии, которая впускает в себя не сразу, в которую нужно всмотреться, втянуться не только внешним, но и внутренним зрением,  к которой нужно прислушаться, чтобы уловить ее неспешный ритм и ровное дыхание.

Вот из молочного утреннего тумана-кисеи проступают очертания Театрального сквера – знакомого и неожиданного одновременно, очищенного от привычных красок и подробностей и заново манящего прозрачной загадочностью.
 

нажмите для увеличения

нажмите для увеличения
 
Вот «Слава Дрожащих» – так назван самый, на мой взгляд,  замечательный из представленных портрет, на котором запечатлен  совершенно реальный пермский поэт Владислав   Дрожащих,  и одновременно – персонифицированная молодость как таковая, молодая дерзость,  неординарность, творческий порыв, и сосредоточенность,  и напряженная устремленность в неведомое будущее.


 
А вот безымянная старушка с безымянной собакой в окне – и такой теплотой веет от снимка, что собачку очень хочется погладить, а бабушку поприветствовать.


 
Пермь на фотографиях Андрея Безукладникова очень разная:
это замечательные лица его друзей, знакомых, в том числе  пациентов и медперсонала туберкулезной больницы, в которой когда-то довелось лежать;
это непритязательность, а то и убожество  городского пейзажа;
это панорама Егошихинского кладбища, которая красноречиво свидетельствует о широте родных просторов и узости-витиеватости путей, по которым вынужден сквозь эти просторы пробираться человек.


 
А вот совершенно неожиданная Кама, которая, вопреки своей привычной самоуверенной широте и победительности, мелко и робко застыла-заплутала в частоколе замысловатых коряг – словно нечистой силой нагороженных препятствий.


 
Конечно, на выставке предъявлены не только Пермь и пермяки, но, как очень точно заметила на пресс-конференции организатор выставки, директор музея «Московский Дом фотографии» Ольга Свиблова, мы всякий раз «видим в искусстве себя». Мы действительно ищем в нем себя, учимся с его помощью понимать окружающий мир и с благодарностью всматриваемся в работы того художника, который предлагает нам неожиданный, пристальный, теплый, высвобождающий глубинные смыслы взгляд на привычные, замыленные рутинностью реалии.

«Прозрачное время» в Перми стало возможно благодаря усилиям многих людей, но прежде всего – благодаря дару Андрея Безукладникова улавливать и запечатлевать сиюминутное в его непреходящем, вечном значении.



P.S.: Фотографию с пресс-конференции прилагаем P.S., ибо ее невозможно встроить в один смысло-визуальный ряд с фотографиями художника.
 


Пресс-конференция
по случаю открытия выставки фотографий
Андрея Безукладникова «Прозрачное время»:
Директор Пермской Государственной Художественной Галереи Надежда Беляева,
Директор музея «Московский Дом фотографии» Ольга Свиблова,
Андрей Безукладников,
Руководитель отдела продаж Экскурс-Автомобили компании Volkswagen
Андрей Чертков
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2004)
Выпуск № 6 (2004)
Выпуск № 5 (2003)
Выпуск № 4 (2003)
Выпуск № 3 (2002)
Выпуск № 2 (2002)
Выпуск № 1 (2001)