Главная > Выпуск № 9 > Организация читательской деятельности на уроке литературы при помощи мультимедийной презентации

Марина Лебедева

Организация читательской деятельности
на уроке литературы
при помощи мультимедийной презентации

Информационные технологии в процессе обучения литературе, благодаря оснащению школ мультимедийными проекторами и   возросшей подготовке самих учителей, заявили о себе уверенно и ярко: многие словесники признаются, что повысился интерес к предмету, ребята сами с удовольствием создают презентации, участвуют в проектной деятельности, предполагающей компьютерное сопровождение. Однако слышны и голоса сомневающихся: не вытеснит ли монитор компьютера книгу, продуктивно ли бытование высокого художественного слова в компьютерных средах, не повредит ли «четвертая стена», создаваемая светом проектора, общению учителя и учеников? Да и некоторые учительские презентации иногда напоминают неподвижные страницы скучноватых школьных учебников, созданных по принципу «картинка – текст», а учебная деятельность на уроке сводится к давно, казалось бы, забытому «прочитали – посмотрели – приняли во внимание».

Исходный тезис нашего размышления таков: мультимедийная презентация, созданная учителем для урока литературы, должна создавать деятельностный режим на уроке, из чего следует первый вывод – ее структура полностью соответствует определенному виду учебной деятельности,  в данном случае мы говорим о деятельности читателя.

Начальный этап любого вида деятельности – мотивация. В большей степени соответствующий природе литературы способ организации мотивационного этапа читательской деятельности на уроке - эмоциональная включенность школьников в предстоящую деятельность, и мультимедийная презентация может явить образ, вызывающий «послечувствование», настолько сильно включающий эмоции, что мысль, пробужденная ими, требует диалога с автором произведения, которое предстоит прочесть и о котором стоит поразмышлять. Рождению таких образов может помочь  настраивающий школьников на определенную эмоциональную волну слайд-фильм - монтаж из фрагментов текста, изображений и музыки, помогающий войти в художественный мир литературного произведения. Да и сам титульный слайд, открывающий презентацию, сродни заголовку литературного произведения: лаконичный, интересно, нестандартно оформленный, создающий читательские ожидания, однако полностью не открывающий основную мысль презентации. Это своеобразный намек, «яркое пятно», призыв к погружению в художественный мир произведения.
 

нажмите для увеличения

нажмите для увеличения

нажмите для увеличения

нажмите для увеличения

Отдельный слайд занимает установочное задание – это либо проблемный вопрос, ответ на который можно найти, лишь внимательно работая в течение урока, либо исследовательское или творческое задание. В любом случае школьники должны представлять, что им необходимо будет сделать на материале или в течение презентации, на что обратить большее внимание. Последний слайд презентации обычно возвращает установочное задание, таким образом, презентация имеет своеобразную «кольцевую композицию».
 

нажмите для увеличения

нажмите для увеличения

Наиболее сложным и ответственным этапом организации читательской деятельности школьников является  анализирующее наблюдение, предполагающее активизацию основных сфер читательского восприятия: мышления, эмоций, воображения. Анализирующее наблюдение предполагает  разнообразие деятельности, цель которой – постепенное, через обращение к отдельным литературным явлениям, создание читательской интерпретации произведения. Анализирующее наблюдение предполагает непосредственное соприкосновение с текстом, медленное чтение и размышление, чему поможет оформленный на слайдах текстовый материал для наблюдения:
•    цитатная таблица с «текстовыми пустотами» для организации сопоставительного анализа:
 

нажмите для увеличения

нажмите для увеличения

•    цитатный рассказ, привлекающий внимание к определенной сюжетной линии или литературному герою:
 
нажмите для увеличения
нажмите для увеличения

•    эмоциональная цепочка, цель которой – привлечь внимание к духовной эволюции героя:

нажмите для увеличения

нажмите для увеличения

•    выделение цветом, размером, шрифтом отдельных фрагментов текста, необходимых для наблюдения;
•    задания на соотнесение объектов в двух колонках с обнаружением закономерности, обобщением своих наблюдений:

нажмите для увеличения

- слайд-фильм, также актуализирующий необходимый для анализа текстовый материал, однако подающий его более эмоционально.

Презентация оптимальна для организации сопоставительного анализа, содержанием которого могут быть произведения одного или разных видов искусства: одновременное размещение на слайде литературного текста и живописного полотна, картин разных художников или художественных текстов разных авторов  также организует анализирующее наблюдение. Тематически и эмоционально близкие тексту изображения помогают представить героя или место действия:

нажмите для увеличения

Различные задания можно предложить для анализа художественных интерпретаций литературного произведения: иллюстраций к тексту, музыкальных произведений, фрагментов из спектаклей или художественных фильмов:

нажмите для увеличения

Интересен сопоставительный анализ художественного текста и тематически близких произведений смежных видов искусства:

нажмите для увеличения

На слайде можно расположить эвристические или проблемные вопросы – но крупные, определяющие направление анализа, поскольку более мелкие и детальные вопросы  рождаются в процессе живой беседы с классом, и это помогает сохранить необходимую в диалоге свободу, импровизацию и гибкость. Интересны проблемные вопросы на основе полярных высказываний критиков, литературоведов или читателей:

нажмите для увеличения

Только мультимедийная презентация предоставляет возможность организовать неявный, «скрытый» анализ текста при помощи поиска закономерности, отраженной в  появившихся на слайде объектах:

нажмите для увеличения

нажмите для увеличения

Для этапа концептуального осмысления, следующего после анализирующего наблюдения, характерны  возврат к целостному восприятию текста, качественно иное осмысление литературного произведения - выход на концептуальный уровень его художественной системы, поэтому в мультимедийной презентации будут оптимальны такие задания:
•    возврат установочного задания и его выполнение;
•    выбор эпиграфа к уроку или произведению из нескольких вариантов, расположенных на слайде.

На обобщающие идеи можно выйти при помощи расположенных на слайде графиков, схем, моделей теоретико-литературных понятий:

нажмите для увеличения

Выбор из размещенных на слайде репродукций обложки к воображаемой публикации текста также поможет концептуальному осмыслению:

нажмите для увеличения

Мультимедийная презентация, с ее возможностями использования изображений,  поможет и в организации еще одного этапа читательской деятельности - включение произведения в общекультурный контекст, когда литературный текст воспринимается как часть культуры определенной исторической эпохи, с одной стороны, вобравший в себя ее основные нравственные и эстетические характеристики, а с другой - обогативший ее. Сопоставительный анализ с другими художественными текстами, с тематически близкими произведениями смежных видов искусства определенной культурно-исторической эпохи, анализ художественных интерпретаций литературного произведения – возможное наполнение мультимедийной презентации:

нажмите для увеличения

Второй тезис нашего размышления - форма презентации должна полностью соответствовать её содержанию и законам восприятия. Оформление слайдов, расположение на них объектов не должно затруднять восприятие. Слайды для урока литературы отнюдь не обязательно должны быть оформлены на одинаковом фоне – это уныло и однообразно, однако не стоит делать презентацию пёстрой, поэтому наиболее оптимальный путь – оформление фона в единой, но все же различной по своим оттенкам цветовой гамме (гармоничные для восприятия тона – спокойный голубой, синий, фиолетовый, цвет морской волны, тона коричневой и бежевой гаммы). Необычным фоном может быть изображение, сначала обработанное как «подложка», - это дает интересный эффект туманности, приглушенности цвета. Критично стоит относиться к шаблонам оформления: большинство из них не соответствуют характеру содержания слайда для урока литературы.  

Особенно ответственно оформление текста: цвет шрифта должен хорошо восприниматься, быть максимально контрастным по отношению к фону; для информативного материала нужно использовать наиболее простые виды шрифта, для задач оформления можно обратиться к более изысканным видам.

нажмите для увеличения

Не стоит перегружать слайд изображениями или текстом: мелкий шрифт плохо читается, обилие изображений не позволяет сконцентрировать внимание на каждом из них. Однако есть определенные дидактические задачи, когда необходимо демонстрировать одновременно большое количество изображений: сопоставительный анализ произведений смежных видов искусства.

Каждый анимационный эффект соответствует содержанию и законам восприятия, поэтому не нужно увлекаться сложными вариантами анимации (если это не оправдано содержанием слайда). Анимация текста должна быть простой, текст - появляться целостно, открываться слева направо, поскольку это соответствует восприятию в рамках нашей культуры.

Если в презентацию включаются анимационные картинки, значки, символы  и другие элементы, они не должны отвлекать от восприятия материала либо выполнения задания, их функции – обращать внимание на отдельные блоки информации, отмечать характер задания, привносить в презентацию динамику и яркость. Все изображения, использованные в презентации, должны быть хорошего качества и полноцветные (если и в оригинале они полноцветные).

В заключение хочется подчеркнуть, что культура урока литературы сказывается во всем, в том числе и в созданных учителем электронных пособиях.

 
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2004)
Выпуск № 6 (2004)
Выпуск № 5 (2003)
Выпуск № 4 (2003)
Выпуск № 3 (2002)
Выпуск № 2 (2002)
Выпуск № 1 (2001)