Главная > Выпуск № 16 > Сельская школа: Выпускники Гамовской школы о патриотизме, тоталитаризме и ЕГЭ Выпускники Гамовской школы
о патриотизме, тоталитаризме и ЕГЭ После беседы с директором Гамовской школы Г.М.Миковой (опубликована в «Филологе»№ 15) захотелось поговорить с детьми.
Июнь, выпускные экзамены, в школе тихо и пустынно. В одном из классов готовились к очередному экзамену три девочки. Согласились поговорить.
– С каким чувством заканчиваете школу?
– Пока напряженка.
– Напряженка, связанная с экзаменами? А с каким чувством вы оглядываетесь на школу, из которой уже почти ушли? Вам её жалко покидать, или вы рады, что наконец-то все это кончилось, или вы грустите…
– С одной стороны мы рады, но мы все равно знаем, что мы будем скучать по ней. Так всегда.
– У нас еще пока нет осознания того, что мы из неё уйдем – пока мы здесь, на этой консультации. Что мы уйдем и больше не будем здесь учиться... Не осознаем еще пока этого.
– Это любимое вами жизненное пространство или вы тут, так сказать, каторгу отбывали?
– Каторги не было, все для себя.
– Приятное пространство. Одиннадцать лет все-таки…
– Одиннадцать лет можно и мучиться. Одиннадцать лет можно страдать от насилия, от жестокости, от несправедливости...
– Когда ты понимаешь, что ты делаешь, каторги нет.
– Когда ты знаешь, что тебе это нужно, то ты и сам работаешь на это. Не было каторги никакой.
– Своих учителей будете вспоминать с каким чувством?
– С уважением.
– С уважением, да.
– С благодарностью.
– Это «под запись» или искренне?
– Нет, это на самом деле так.
– А любимые предметы?
– Математика.
– География.
– История и обществознание.
– И с этим связаны ваши дальнейшие планы?
– Да, конечно.
– Что собираетесь дальше делать?
– Вот я учусь в профильном физико-математическом классе, и свою будущую профессию я тоже связываю с этим профилем: физика, математика, другие точные науки.
– Куда собираетесь поступать?
– В политех.
– В политех.
– Там будет видно по баллам.
– Тоже в политех и тоже техническая специальность?
– Ну да.
– А я собираюсь в ПГУ на гуманитарную специальность. На истфак.
– Кем дальше будете? Учителем?
– Есть в планах и учителем. Можно было бы поработать, я не против. Если не поступлю в ПГУ, я еще документы подаю в педагогический.
– А если не учителем, то – ?
– Если не учителем, то я бы хотела пойти (была такая мечта) юристом в прокуратуру. Мама юрист.
– Здесь, в Гамово?
– Почему здесь? В городе работает.
– А где собираетесь жить и работать вы? Вот вы отучитесь в Перми и вернетесь сюда?
– Нет.
– Почему?
– Больше возможностей в городе.
– Я, например, точно сказать не могу.
– Здесь негде будет работать?
– Здесь транспорт плохо ходит (в город), поэтому жить неудобно.
– То есть вы в любом случае работать здесь не намерены?
– Ну почему?
– А почему вы связали это с транспортом? Если вы будете тут и жить, и работать, зачем вам городской транспорт?
– Может быть, мы не будем здесь жить, мы откуда знаем?
– У нас пока в планах поступить, мы не заглядываем так далеко…
– Конечно, не знаете, но у вас есть какие-то предчувствия, желания. Вы свое будущее связываете с Гамово, с Пермью или, может быть, я не знаю, с Копенгагеном, например?
– С Пермью, наверное, в большей степени.
– В городе все равно возможностей больше, чем здесь.
– Тут что? Школа да ларьки. Ничего больше, так если посмотреть...
– А что, кроме школы, у вас здесь есть? Школа, образование, занятия, что еще?
– Музыкальная школа.
– Чем вы занимались после уроков?
– Уроками.
– Дома учили уроки и все?
– Та же самая музыкальная школа отнимала много времени. В восьмом классе я закончила её.
– А в восьмом-девятом классах уже подготовка к экзаменам, на лето все равно куда-нибудь уезжаешь отдыхать.
В основном все время после этой школы занимала музыкальная школа. На остальное просто не было времени.
– Так-то и кинотеатр у нас здесь… нет, кинотеатра у нас здесь нет!
– А вам он нужен? Или вам вполне достаточно, когда есть время, телевизора и интернета?
– Конечно, было бы лучше, если бы здесь был кинотеатр. А так в город приходится ездить в кино.
– За дорогу деньги платишь, за кино платишь, поэтому редко получается выехать в кино.
– А в театр? Вообще никогда?
– Нет, мы ездим. Со школой, с классом ездим.
– А что смотрели?
– «Мастера и Маргариту»
– В театре «У моста»?
– В театр «У моста» мы часто ездим.
– Да, мы ездили на «Панночку», на «Женитьбу»
– Школа оплачивает?
– Нет, сами. На школьном автобусе.
– Сами оплачиваете билеты, а школьный автобус вас отвозит туда и обратно. И даже автобус оплачиваете?
– Да, и автобус оплачиваем.
– Нам предлагают, если мы соглашаемся, то они все это организовывают. Мы платим. Мы так-то на много спектаклей ездили.
– А в Интернете много времени проводите?
– Да.
– Ну да.
– Зачем, что делаете там?
– И по учебе…
– Сейчас, в последнее время, тесты решаем.
– А еще?
– В социальных сетях общаемся.
– В каких?
– В «Одноклассниках».
– Между собой?
– И с другими людьми.
– Что вам это дает?
– Просто общение с людьми, с которыми сейчас не можешь увидеться.
– Общаетесь, если не секрет, на какие темы?
– Просто: «Привет, как дела?»
– Да.
– На таком уровне? Никаких содержательных проблем? А какие-то фильмы, любовные истории свои обсуждаете?
– Много что в жизни что происходит здесь...
– Политикой интересуетесь?
– Политику тоже иногда с девчонками обсуждаем.
– Например?
– Было бы здорово устроить анархию, например. У нас в России построить тоталитарное общество. (Смеются)
– Интересно… А что такое тоталитарное общество?
– Это верховенство одной партии, культ личности, как у Сталина. Когда ты управляешь всеми и все тебе подчиняются.
– И вы сторонница тоталитарной системы?
– Да, я сторонница тоталитарной системы. Ну, не совсем тоталитарной, лучше было бы тоталитарную систему потом вообще превратить в монархию. Для России это так лучше.
– Почему?
– Потому что мы не умеем выбирать, мы не знаем своих прав, не знаем своих обязанностей. И даже то, что у нас сейчас губернатора не выбирают, а назначают, – это уже показывает, что мы лишаемся своих демократических свобод.
– Так вы сожалеете о том, что мы их лишаемся, или вы сторонница уничтожения свобод?
– Сторонница уничтожения свобод. Права, какие есть, все забрать.
– И все остальное забрать, что еще есть?
– Да, все забрать. Но это так: мечты, сны, планы...
– (Вопрос подружкам) Интересные мечты, вы их разделяете?
– Нет.
– Иногда мы её просто не понимаем.
– Значит, наш будущий историк предполагает, что Россия не создана для цивилизованной жизни?
– Почему? Монархия – разве не цивилизованная жизнь?
– Дело все в том, что монархия, где она сохранилась, выполняет сугубо декоративную функцию, а вы-то говорите ведь не о такой монархии, вы говорите о самодержавии свирепом.
– Почему сразу же свирепом?
– Как же? Тоталитаризм. Сталина вы назвали.
– Я буду хорошим монархом.
– А, вы сами метите на эту роль, вы себя предлагаете! Из каких соображений? Из любви к людям и желания обустроить их жизнь?
– Из любви к власти.
– То есть, вы идете на истфак с дальним прицелом?
– Да, в политику можно.
– И именно с такими намерениями в политику?
– Может, пока поучусь, мысли поменяются. Люди ведь взрослеют.
– Но что-то ведь вас заставляет сейчас думать так.
– Сейчас меня заставляет думать так наше образование, которое нам не нравится ужасно. Ужасно не нравится это ЕГЭ.
– Вот теперь поподробнее.
– Не нравится ЕГЭ, потому что предметы – такие как история, обществознание, литература – тестами сдавать очень сложно, так как очень много спорных вопросов, на которые лучше все-таки отвечать устно, где можно вступать в дискуссии. Если тест, то ты думаешь так, а проверяющий части С думает не так. Да, их там три человека, проверяющих, но все равно они могут как-то не понять твою точку зрения. А если ты вступишь с ними в дискуссию, то у тебя будет больше шансов доказать что-то своё.
– Вы себе сейчас противоречите. Вы этого не чувствуете?
– В чем?
– Значит, вы хотите вступить в дискуссию, вы хотите диалога, вы хотите полемики и вместе с тем вы собираетесь всех выстроить по ранжиру, в шеренгу и командовать, чтоб никакого диалога. Вы уж разберитесь: или – или...
– Нет, я… смотрите, я хочу, чтобы мою точку зрения выслушивали…
– Но сами вы слушать никого не хотите?
– Да!
– То есть вы хотите свободы и власти только для себя? И этому вас научила школа и история, которую вы любите?
– Не-е-ет, этому меня научила не школа и не история, которую я люблю, это, наверное, уже какое-то самообразование.
– И все-таки где логика? С одной стороны, вы поддерживаете, скажем так, не тоталитарный, а авторитарный режим, а с другой стороны, вы хотите живого диалога, обмена мнениями, хотите, чтобы вас выслушали, а так ведь не бывает: или одно, или другое.
– Так меня же будут выслушивать.
– Дело все в том, что у диктатора тоже нет возможности «свое суждение иметь». Он оказывается заложником этой системы. Это система, которая всех лишает возможности быть собой.
– Я же говорю, что я буду учиться, мысли растут, мнения меняются, суждения тоже меняются. В данный момент я хочу так.
– Но, тем не менее, ЕГЭ вам не нравится?
– Нет, не нравится.
– В принципе, вообще, как система проверки знаний?
– Ну, если только алгебра.
– То есть знания по математике так можно проверить?
– Насчет русского. Те же самые сочинения по тексту каждый понимает по-своему.
– Вы должны понимать, что вы имеете полное право не согласиться с автором этого текста и с ним полемизировать. Если вы это сделаете аргументированно…
– То это пойдет против нас же.
– Нет, если вы это сделаете аргументированно, если вы продемонстрируете, что вы поняли мысль автора, но с ней не согласны, и приведете аргументы, это никак против вас не может работать. Это работает в вашу пользу.
– Но это очень сложно.
– Очень сложно.
– Вас этому не учили?
– Нет, нам даже в школе говорят: «Лучше согласиться с мнением автора, потому что свою точку зрения очень сложно доказать». Да и тексты чаще всего такие, что проще согласиться.
– И вот этот принцип «проще согласиться», девочки, распространяется и на все остальные стороны и области жизни?
– Сейчас пока главное набрать больше баллов и поступить. И ни с кем не конфликтовать.
– А потом нужно будет сдать зачеты и экзамены, а потом захочется вступить в партию. Ведь для того, чтобы сделать политическую карьеру, нужно пройти всю вот лестницу и со всеми соглашаться...
– Мне повезло, текст мне попался на русском языке… мне понравился…
– Это вы уклоняетесь от ответа на мой вопрос. Это другое дело... Ну, а читать любите?
– Да, я люблю читать интересный произведения.
– А математики наши любят читать?
– Да.
– А интересные произведения – это какие?
– «Война и мир», «Мастер и Маргарита»
– Вы прочли полностью «Войну и мир»?
– Не полностью, но интересно. Фильм смотрели, чтоб понять до конца. Мы не успеваем все прочитать.
– Вы хотите сказать, что вы ничего не прочли полностью?
– Нет, почему? «Мастера и Маргариту»
– Очень интересно у Достоевского «Преступление и наказание».
– Мне понравилось то, что преступлению уделяется всего одна часть произведения, все остальное идет как наказание. Вот эти вот муки совести, как ему там казалось, что его все разоблачают, что все его знают, и потом это вот все-таки его искупление, когда ему читают Евангелие.
– Кто ему читает?
– Соня Мармеладова.
– И он в этот момент раскаялся и осознал свою вину?
– Он чувствует, что Соня является этим вот светом, к которому стоит возвышаться.
– Вы тоже любите «Преступление и наказание»?
– Не очень.
– А вы?
– Я прочитала, осталось в памяти.
– Но восторга по поводу этого романа не испытываете? А что вам понравилось из того, что вы читали?
– Мне больше нравятся миниатюрные рассказы.
– То есть вы любите более лаконичные тексты. Например?
– «Старуха Изергиль», «Гранатовый браслет»…
– То, что вы сейчас назвали, – это программная литература, а что вы читаете вне программы?
– Я вне программы читаю фантастику русского писателя, он так с юмором пишет. Это Дмитрий Емец. «Таню Гроттер», например, «Мефодий Буслаев». Для расслабления читаешь, и у тебя мозг не нагружается какими-то там умными мыслями. Там все понятно. Также я читала философию – вот про великого философа Ницше. Когда вот он болел очень сильно, у него была болезнь мигрень, он мучился.
– То есть вам нравятся книги из серии «Жизнь замечательных людей»? Биографии великих людей?
– Ну да.
– А вы не читаете ничего сверх программы?
– Некогда.
– Философию мы точно не читаем.
– А телевизор смотрите?
– Фильмы смотрим иногда, если идут интересные.
– Новости.
– Новости я даже больше смотрю, чем сериалы.
– Нам просто на уроках географии задают новости смотреть, а потом мы рассказываем, делимся новостями, обсуждаем их на уроках географии.
– Нечто вроде политинформации? Какие именно новости, какой канал?
– Сначала мы смотрели пермские новости, потом новости России. Сейчас новости мира.
– То есть вас приучают интересоваться политической жизнью... Такой смешной лобовой вопрос: вы любите страну, в которой живете?
– Конечно
– Патриоты!
– Патриоты страны.
– А в чем этот патриотизм выражается?
– Любовь.
– Любовь может быть пассивной. Вот я лежу на диване и люблю. Может быть активной – я что-то ради этого делаю. Может быть агрессивной, как мы только что слышали: я вот всех построю и заставлю идти, куда мне надо.
– Но это же любовь к ним ко всем, к русскому народу! Я люблю Россию за то, что очень много поэтов, писателей, которые выражают эмоции.
– Но никто из них не мечтал о тоталитаризме.
– Ну и что, зато они бы меня славили.
– Что вы собираетесь сделать для страны, кроме того, что изнасиловать её тоталитаризмом?
– Работать.
– Уезжать не собираетесь?
– Если только на экскурсии на всякие. Не жить там, а поездить по миру.
– Вы не были еще за границей?
– Я была в Белоруссии.
– Хочется посмотреть мир?
– Конечно.
– А жить где-нибудь там хочется?
– Нет. Если ехать в тропики, то и у нас есть тропики. Ну, не тропики, а так… тепло...
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu |
К 200-летию
Выпуск № 27 (2014)И. С. Тургенева Архив «Филолога»: Выпуск № 26 (2014) Выпуск № 25 (2013) Выпуск № 24 (2013) Выпуск № 23 (2013) Выпуск № 22 (2013) Выпуск № 21 (2012) Выпуск № 20 (2012) Выпуск № 19 (2012) Выпуск № 18 (2012) Выпуск № 17 (2011) Выпуск № 16 (2011) Выпуск № 15 (2011) Выпуск № 14 (2011) Выпуск № 13 (2010) Выпуск № 12 (2010) Выпуск № 11 (2010) Выпуск № 10 (2010) Выпуск № 9 (2009) Выпуск № 8 (2009) Выпуск № 7 (2005) Выпуск № 6 (2005) Выпуск № 5 (2004) Выпуск № 4 (2004) Выпуск № 3 (2003) Выпуск № 2 (2003) Выпуск № 1 (2002) |