Главная > Выпуск № 17 > Британские впечатления. Часть II: Храм (2)

Галина Ребель
 
Британские впечатления
Часть II
 
Храм (2)
 
В Бате жизнь храма я имела возможность наблюдать более пристально и предметно, нежели это было в других случаях, проездом или мимоходом.
 
Аббатство расположено в самом центре, в сердцевине города. Все пути сходятся к нему и от него расходятся.
 
Под дождем собор кажется серым и грустным. В лучах заходящего солнца – золотится и сияет.
 
  
 
Снаружи он, при всей своей масштабности, очень компактный, легко обозримый.
 
  
 
Внутри – большой и красивый.
 
Веерные нервюрные своды характерны именно для англиканской церкви. Но нигде, кроме Бата, я их не видела.
 
  
 
Ангелы парят под органом, над хорами.
 
 
Престол, как и в некоторых других церквях, оформлен в современном стиле:
 
 
Вообще следует заметить, что протестантская церковь не боится вторжения на свою территорию так называемого актуального искусства.
 
Например, в Солсбери и снаружи, и внутри собора взгляд изумленно останавливается на скульптурных фигурках наших современников, временно размещенных в самых «неподобающих» местах.
 
  
 
И престол в Солсбери выглядит вполне модернистски:
 
 
Но вернемся в Бат.
 
Вокруг собора кипит жизнь. Справа от него – знаменитые римские бани.
 
 
Под ним равно комфортно устроились авангардистский голубой поросенок, классическая девушка с кувшином и живая скульптурная группа, собирающая дань с тех, кто жаждет сфотографироваться в экстравагантной компании.
 
     
 
Терпимость блюстителей веры подтверждается соседством встык с собором церкви адвентистов седьмого дня и – на заднем дворике – весьма неожиданного скульптурного изображения Воскресения Христа:
 
 
Но самое главное и интересное, конечно, связано с жизнью самой церкви. Мне повезло стать случайным свидетелем торжеств по случаю выпуска Королевской школы церковного пения.
 
Сначала я застала репетицию хора, в которой участвовали и выпускники, и младшие школьники.
Репетицию, в отличие от службы, можно было фотографировать:
 
 
Потом наблюдала, как на площади перед аббатством хористы во главе со своими пастырями готовятся к торжественному входу в него на вечернюю мессу:
 
 
Вот они один за другим втягиваются в темное чрево собора через его главный западный вход, и за ними медленно и неумолимо закрываются врата, оставляя огорченных зрителей по сю сторону торжеств…
 
  
 
Но, как говорится в моем любимом мюзикле «Звуки музыки», «если Господь Бог закрывает дверь, то он где-нибудь оставляет открытым окно», – слева от заповедных врат открылся «непарадный» вход, и всех, кто готов принять участие в службе, приглашают войти.
 
Во время неурочных посещений храмов меня поражала их пустынная огромность – казалось, былое насущное величие утратило свою насущность и обрело музейный статус. Нет, это не так. Во время службы храм в Бате был полон, причем не только формально, физически – он был полон вниманием, сопереживанием, соучастием в действе всех собравшихся.
 
Четко продуманный, заранее расписанный ритуал наполнялся живым содержанием благодаря охотной и очень искренней, активно-непосредственной вовлеченности в него всех, кто находился в церкви.
 
Очень хороша была проповедь – просто, естественно и даже с юмором, когда это было уместно, священник говорил о том, что происходит рядом, далеко (в Ливии) и в его собственной душе.
 
Захватывающе мощно звучал орган – вот где его подлинное место, вот где все вокруг резонирует так, как это изначально задумано и как все-таки не получается в концертном зале.
 
Замечательно пел хор выпускников Королевской школы. А вместе с хором – все собравшиеся. Между прочим, женщины, сидевшие за мной, пели ничуть не хуже, чем хористы. И знали все песнопения наизусть.
 
 
В одном из романов Элизабет Джордж есть признание, которое довольно точно передает ощущение человека, попавшего в изумляющее своей красотой и торжественностью пространство готического собора:
 
«Здесь я не чувствую себя грешником во власти разгневанного Господа. Каким-нибудь правонарушителем – да, но не подлецом. Ну какой же бог, скажите честно, не отпустит грехи посреди такого архитектурного великолепия?»
 
У этого великолепия есть одна примечательная особенность: оно не подавляет – оно восхищает, радует и обнадеживает. Конечно, это не всегда было так и, конечно, не для всех так сейчас. Но мне англиканская церковь показалась действительно благодатным местом.
 
И все-таки – каюсь, но тут уж ничего не поделаешь – мой храм, в который меня магнитом тянуло, где бы я ни была, – это парк.
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2005)
Выпуск № 6 (2005)
Выпуск № 5 (2004)
Выпуск № 4 (2004)
Выпуск № 3 (2003)
Выпуск № 2 (2003)
Выпуск № 1 (2002)