Главная > Выпуск № 17 > Поколение Че? Колонка редактора
Галина Ребель
Поколение Че?
Нет-нет, Че Гевара тут абсолютно ни при чем.
Че в данном случае – название первой буквы фамилии Чацкого.
Того самого, который вбросил в национальный контекст такой немодный сегодня слоган: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
А вот поди ж ты… Именно эту формулу, вопреки современному – да и вневременному – общественно-политическому мейнстриму, предпочли наши студенты и их друзья в качестве личного девиза.
Идея провести анкетирование на материале афоризмов из «Горя от ума» возникла в связи со спектаклем Театра-Театра, который мы только что посмотрели и о котором в этом выпуске «Филолога» есть отдельный материал.
В анкету были включены следующие афоризмы:
Из этого списка нужно было выбрать
три афоризма, описывающие личную позицию и жизненную ситуацию, и три афоризма, характеризующие современное общество. В анкетировании приняли участие 51 человек:
45 студентов-филологов и 6 молодых людей «со стороны»,
из них 42 девушки и 9 юношей.
Результаты получились следующие:
Выбирая афоризм о себе,
наши респонденты на первое место поставили:
Служить бы рад, прислуживаться тошно. – 39,2%
Я странен? А не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож… – 25,5%
Счастливые часов не наблюдают. – 9,8%
Второе место в этом личном ряду заняли афоризмы:
Я странен? А не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож… – 25,5 %
Счастливые часов не наблюдают. – 25,5 %
Служить бы рад, прислуживаться тошно. – 14%
В качестве третьего афоризма о себе выбрали:
Я странен? А не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож… – 25,5%
Когда в делах, я от веселий прячусь,
Когда дурачиться, дурачусь;
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников; я не из их числа. – 17,6%
Счастливые часов не наблюдают. – 6%
Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь. – 6%
Теперь посмотрим, как с помощью Грибоедова определяют наши респонденты
современную российскую жизнь в целом.
Первая позиция:
Молчалины блаженствуют на свете – 25,5%
Ах! Боже мой! что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна! – 13,7%
Ведь надобно ж зависеть от других. – Зачем же надобно? – В чинах мы небольших. – 8%
Вторая позиция:
Молчалины блаженствуют на свете – 13,7%
Дома новы, но предрассудки стары. – 13,7%
Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче пуще чем когда
Безумных развелось людей, и дел, и мнений. – 7,8%
Третья позиция:
Дома новы, но предрассудки стары. – 17,6 %
Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче пуще чем когда
Безумных развелось людей, и дел, и мнений. – 11,7%
Молчалины блаженствуют на свете. – 11,7%
Ах! Боже мой! что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна! – 9,8%
Чаще всего на всех позициях в пункте «о себе» выбирали афоризм:
Я странен? А не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож…
Чаще всего на всех позициях в пункте «об обществе» выбирали афоризмы:
Молчалины блаженствуют на свете,
Дома новы, но предрассудки стары.
Резюмируем результаты:
Во-первых, совершенно очевидно, что себя, свою позицию, свои упования, свое место в мире участники опроса ассоциируют исключительно с Чацким. К себе примеряют его странность, его дерзость, оппозиционность, его критический пафос.
Во-вторых, приоритеты очень устойчивы: на первых трех позициях выбора о себе варьируются в разных соотношениях одни и те же высказывания.
В-третьих, к двум репликам Чацкого присоединяется философско-бытовой афоризм Софьи, позволяющий с удовольствием предположить, что молодым людям знакомо состояние безоглядного счастья.
В-четвертых, не менее очевидно, что к современному обществу участники опроса относятся весьма критически, уличая его в консерватизме, враждебности просвещению, поощрении пресмыкательства, прислужничества, самоуничижения.
В-пятых, налицо самовоспроизводящееся противостояние личности и общества: с одной стороны, «Я странен…», «Служить бы рад, прислуживаться тошно» – с другой стороны, «молчалины блаженствуют на свете».
Что из этого следует?
Хотелось бы, конечно, с воодушевлением воскликнуть: какие же замечательные дети у нас выросли – наконец-то, свободные, думающие, бесстрашные!
Но – бывает ли, может ли быть поколение Чацких?
Чацкий – явление исключительное. Он как правило одинок. И чаще всего – отвержен и гоним.
Значит ли это, что молодые люди заблуждаются на свой счет?
Нет. Не значит. Они действительно хорошие ребята. И хотят быть такими, как Чацкий. И уже одно это дорогого стоит.
Но то, насколько это трудно, они представляют пока только теоретически. А когда, по окончании университета, окажутся один на один с блаженствующими молчалиными, с агрессивно-послушным фамусовским междусобойчиком – выдержат?
Сумеют служить делу, а не лицам, противостоять искушению деньгами, благорасположением сильных мира сего?
Ответы на эти вопросы каждый человек дает лично, в одиночку и – каждый день своей жизни.
Поэтому мы здесь ограничимся всего лишь постановкой вопросов.
Но о чем с полной уверенностью можно говорить, так это о том, что «комедия “Горе от ума” держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова. Она, как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей. И никому в голову не приходит, что настанет когда-нибудь и его черед».
И.Гончаров написал эти строки в 1871 году.
Мы можем с полным на то основанием подтвердить их справедливость по прошествии 140 лет.
«Горю от ума» в России гарантирована вечность. Во всех смыслах.
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu |
К 200-летию
Выпуск № 27 (2014)И. С. Тургенева Архив «Филолога»: Выпуск № 26 (2014) Выпуск № 25 (2013) Выпуск № 24 (2013) Выпуск № 23 (2013) Выпуск № 22 (2013) Выпуск № 21 (2012) Выпуск № 20 (2012) Выпуск № 19 (2012) Выпуск № 18 (2012) Выпуск № 17 (2011) Выпуск № 16 (2011) Выпуск № 15 (2011) Выпуск № 14 (2011) Выпуск № 13 (2010) Выпуск № 12 (2010) Выпуск № 11 (2010) Выпуск № 10 (2010) Выпуск № 9 (2009) Выпуск № 8 (2009) Выпуск № 7 (2005) Выпуск № 6 (2005) Выпуск № 5 (2004) Выпуск № 4 (2004) Выпуск № 3 (2003) Выпуск № 2 (2003) Выпуск № 1 (2002) |