Главная > Выпуск № 19 > Школьный бал в честь победы 1812 года. Ольга Старцева
Надежда Нестюричева Школьный бал
в честь победы 1812 года Публикация материала о съемках фильма по роману Алексея Иванова «Географ глобус пропил»1 сдружила «Филолог» со школой № 1, где, оказывается, кроме съемочного процесса, в течение года происходила масса других не менее интересных событий. Так, например, завершающим аккордом третьей четверти стал проведенный 7 марта грандиозный общешкольный бал, посвященный двухсотлетию Отечественной войны 1812 года. Журнал «Филолог» был в числе приглашенных, но наш штат сотрудников (количественно, не качественно!) так микроскопически мал, что в предпраздничный день попросту некому было пойти за эти тридевять земель. Тем не менее, и сама форма мероприятия, и его тематическая направленность кажутся нам интересными, поэтому осветить это событие нам помогли сами организаторы – школьные учителя и, конечно же, активные участники – дети.
Если опустим первые и последние звонки, выпускные вечера, обязывающие к определенной строгости формы и содержания, во всех школах страны запоминающиеся неизменными бантами, лентами, фартучками, цветами и колокольчиками, то тематический школьный бал - единственное крупномасштабное, тщательно подготавливаемое и торжественное мероприятие в учебном году.
Балы в первой школе – давняя и добрая традиция, имеющая многолетнюю историю. Страницы школьной летописи, написанные в 70-е годы прошлого века, хранят воспоминания учеников и учителей об осенних балах, посвященных пушкинской эпохе. Подготовка к ним занимала весь сентябрь, и, когда землю покрывал ковер из желтых листьев, на стенах школьного спортзала тоже появлялись вырезанная из бумаги листва, портрет Пушкина, иллюстрации из его произведений, звучали музыка и стихи. Привычная школьная форма заменялась скромными белыми платьицами, и пары в образе известнейших лиц 20-30-х годов XIX века кружили в вальсе так, словно никогда не существовало ни этого спортзала с разлинованным дощатым полом, ни дергающих за косички одноклассников, ни учителей с указками, а были только осень, поэзия, музыка и круговорот танца.
С той поры много лет прошло. В 90-е годы все забылось, некогда и некому было заниматься школьными балами. Но память осталась. Память об ожидании чуда и волшебства музыки вальса жила в тех, кто уже закончил школу, а теперь работал в ней учителем. Первые возобновленные в двухтысячные балы были робкими. Они в угоду времени получили название светских и зачастую выстраивались в соответствии с тематикой, задаваемой районным отделом образования, организовывавшим тогда литературный конкурс «Светский бал». Но душа требовала чего-то иного, неформального. И вот в 2008 году учитель математики Ирина Борисовна Крылосова, выпускница первой школы, решила со своим выпускным классом возродить традицию школьных балов, наполнить её новыми смыслами, разнообразить. Осенью ворочать такую глыбу не решились – это теперь время суетное и, к тому же, насыщенное новыми праздниками, требующими отдельного напряжения сил. Другое дело – февраль, когда вся третья четверть может быть подготовкой к главному событию года – балу.
Первый тематический бал – ни много ни мало – Бал Императоров. Участвовать в нем могли только ученики 9– 10-х классов, но смотреть – все. Выбирались по жребию пары – императоры и императрицы, начиная с эпохи Петра Первого. Готовили костюмы, продумывали декорации, искали материал для выступлений. Каждая пара должна была подготовить самопредставление и сценку из жизни. Но, пожалуй, самыми главными в этой подготовке были репетиции танцев. Вся школа наполнялась на переменах волшебными «Раз, два, три. Раз, два, три». Учили не только вальс, но и обязательные для дворянского бала мазурку и полонез. Помогали с постановкой танцев выпускницы, с воодушевлением принявшие идею заставить танцевать всю школу. Постепенно от репетиции к репетиции бал увлек всех, даже самых, казалось бы, несносных мальчишек, которых дома, покрываясь пылью, ждали и не дожидались компьютеры.
Конечно, на первых порах не обходилось без казусов. Так, однажды детям, задействованным в качестве работников сцены, было велено одеться лакеями – каково же было удивление учителей, когда столы и технику начали передвигать с места на место мальчишки в валенках и косоворотках?
Вслед за Балом Императоров были балы, посвященные разным знаковым событиям русской истории. Например, «Губернский бал», «Бал Серебряного века». Очень интересным и необычным стал «Бал Победителей», посвященный 65-летию Великой Победы. Именно тогда пришло осознание того, что без ежегодного бала существование школы теперь просто немыслимо.
В этом году тему бала подсказала сама история: 200-летие Отечественной войны 1812 года. Обсуждать, как это будет выглядеть, начали ещё в декабре на заседаниях школьного методического объединения филологов и историков. Вся третья четверть, что бы ни происходило, какие бы мероприятия ни проводились, была посвящена войне двенадцатого года. В этом году бал действительно стал открытым для всей школы. В начальной школе проводились классные часы и викторины, в 5 – 7-х классах – конкурс чтецов по поэзии первой половины XIX века. Победители конкурса должны были выступить на школьном балу. Мотивация сильная, поэтому и конкуренция на конкурсе была серьезной.
Все это время писался сценарий для главного бала. В этот раз на бал допускались и восьмиклассники, поэтому напрашивающуюся идею взять за основу сценария сцены из «Войны и мира» Л.Толстого пришлось оставить – хотелось, чтобы ребята работали со знакомыми текстами. В каждом классе выбирались пары, которые должны были исполнить роли главных героев войны. Конечно, это роли знаменитых генералов и офицеров. Но были ещё и те, кто на балу мог быть публикой, гостями. Эти пары тоже репетировали танцы и подыскивали себе наряды. К подготовке подключились не только филологи и историки, но и методическое объединение учителей ИЗО и музыки - актовый зал должен быть оформлен в духе времени, а без живой музыки и бал не бал, а дискотека. Ребята мастерили декорации и готовили сольные музыкальные номера.
В спортивном зале по вечерам звучала музыка – полонез, мазурка и вальс. Как же это оказывается, трудно – заставить себя двигаться в заданном ритме! Но как интересно и волнующе! И как это ни странно, но мальчишки ходили на все репетиции. Танцевальных пар в этом году было много, пришлось даже распределять их по танцам. А ведь, кроме танцев, нужно было ещё выучить сценки, позаботиться о внешнем виде. Тут постарались все. Девочкам мамы заказывали платья напрокат, а кто-то воспользовался свадебными нарядами знакомых и родных. А ещё прически! С уроков у директора школы отпрашивались вполне серьезно… в парикмахерскую – а как иначе? Мальчикам срочно изготавливались эполеты: металлические крышки обтягивались носком и обшивались бахромой. Читающие нас классные руководители и завучи по воспитательной работе, запомните этот приём: выглядело очень натурально. Через плечо мальчишки-офицеры перекинули ленты и навесили побольше орденов из картона для важности.
В назначенный день в актовом зале школы начали собираться обеспокоенные родители, тоже принимавшие активное участие в организации торжества, ночами расшивавшие костюмы для своих мальчиков и подгонявшие корсеты для своих миниатюрных девочек. По школе в заключительных хлопотах, поправляя локоны и юбки и постукивая каблучками, носились старшеклассницы, мальчики заканчивали настраивать технику и делали вид, будто ни капли не волнуются.
Зал оформлен в духе воссоздаваемой эпохи: на ниспадающих с потолка портьерах, пересеченных по диагонали черными и оранжевыми лентами, развешаны полуобгоревшие плакаты с высказываниями великих исторических деятелей и писателей об Отечественной войне 1812 года, в глубине сцены воспроизведен фрагмент интерьера залы того времени – столик, обтянутый тканью стул и резной подсвечник. В одном из углов сцены красуется экран для видеопроекций – современный герой любой сценографии любой школы.
Бал начинается с заполнения сценического пространства парами, составляющими своеобразную массовку, антураж для основного действия. Они разговаривают между собой, дамы, помахивая веерами, рассаживаются на стулья, кавалеры становятся сзади, и только после того, как их нарочитое оживление прекращается, в распахнутые настежь двери залы входят главные герои: Н.Н.Раевский, А.П.Ермолов, М.Б.Барклай де Толли, П.И.Багратион, Д.В.Денисов, М.И.Кутузов, Александр I с супругами или спутницами.
Главные герои бала.
После того, как все герои по очереди представляются, перечисляя свои регалии и подвиги, а иногда и просто значимые факты своей биографии, на сцену выходит главное историческое лицо бала – император. Александр I на генеральной репетиции вызывал улыбки у всех: жребий выпал на самого маленького восьмиклассника. Ничего не поделаешь – всё должно быть по-честному. Но когда в день бала император в шикарной треуголке и под руку с очаровательной, в алом платье, императрицей вошел в зал, многим из тех, кто не верил в его успех, захотелось встать и склониться в реверансе. Вот как образ может повлиять на маленького артиста! Словно выше стал.
Император Александр I с супругой.
Торжественный полонез, исполненный, конечно, не так, как это делали постоянно танцующие при дворе дамы и кавалеры, но тоже не без таланта и усердия, – это полонез мирного времени сценического действия. Как только пары расселись по своим местам, курьер сообщает императору о надвигающемся на родину враге. «Прошу вас я бал теперь прекратить, а дам прекрасных всех нас извинить!» – заключает государь.
Дальнейшее действие – это сменяющие друг друга сценки, диалоги и сольные номера, среди которых нашлось место и для самых маленьких участников мероприятия. Ученики начальной школы в гусарских фуражках и брюках, расшитых красными продольными лентами, инсценировали и исполнили песню «Солдатушки, бравы ребятушки»:
Младшие школьники. «Солдатушки, бравы ребятушки».
Война войной, но бал, этот праздник жизни и молодости, продолжается, звучит вальс и перед зрителем проносится разноцветье взвиваемых в танце подолов. Сколько раз девочки еще вспомнят этот вальс на протяжении жизни, которая предоставит им так мало возможностей надеть платье в пол и с неудержимой легкостью пронестись по залу в паре с галантным кавалером? А пока пусть пляшут, весело и беззаботно паря в вальсе.
Вальс.
Одна из ключевых сцен бала – «Совет в Филях», когда дремлющий, покашливающий и кряхтящий Кутузов, не участвуя в общем обсуждении стратегии военных действий (на повестке серьёзный вопрос: оставить ли без боя священную Москву или защищать её?), дав выговориться генералам, принимает историческое решение: «Будет армия цела – будет время разбить врага. С потерей Москвы ещё не потеряна Россия. Но коль уничтожится армия, погибли и Москва, и Россия. Поэтому властью, данной мне Государем и Отечеством, повелеваю... повелеваю – отступление...»
Совет в Филях.
Почти в самом финале в сольном исполнении прозвучал романс «Генералам 1812 года». Главную песню бала исполнила под гитару ученица 8 класса Ирина Углева.
Время на подготовку прошло не зря. Все оказалось продумано до мелочей. Поэтому бал прошумел, как одно прекрасное и незабываемое мгновение. Ни одной запинки, даже техника не подвела. Как они были красивы – девочки в бальных платьях, мальчишки с царственными осанками! «О, молодые генералы своих судеб!»…
И когда смолкли звуки музыки, долго ещё не расходились пары. Конечно, фотографировались, делились впечатлениями, переживали. И, наверное, в душе у каждого навсегда останется это ощущение полета, чуда, которое подарил ему школьный бал. Какие красивые были девочки, какие благородные были мальчики!
Все участники бала.
Скептик скажет: «И ради чего все это? Месяцы подготовки ради одного часа выступления». На этот вопрос ответить можно словами тех, кто был участником бала…
Леонтьева Евгения:
Я участвовала в этом мероприятии, играла роль жены Михаила Илларионовича Кутузова. Звали меня Екатерина Ильинична. В бале участвовали и другие пары. Их играли ребята из 8 – 11-х классов.
Действие разворачивалось на балу. Были и сценки, и танцы. В сценках ребята показывали самые важные события того времени. Очень кратко, но они смогли перенести всю суть и важность информации. Очень понравился вальс. В нём были показаны эмоции, пережитые людьми той эпохи, переживания исторических личностей.
Я очень рада, что в нашей школе проводятся мероприятия подобного рода. Это не только даёт нам возможность почувствовать себя историческими героями, но и доносит массу информации до зрителей. Я, к примеру, мало чего знала о войне 1812 года. Но, играя жену прославленного русского полководца, ощутила себя на её месте. Вжилась в роль, пропустила через себя те эмоции, которые, может быть, испытывала когда-то моя героиня. Много нового узнала о Бородинском сражении. И, думаю, не я одна. Очень рада, что бал прошёл отлично.
Севастополева Анастасия:
Участники заранее готовились к светскому балу: разучивали танцы, репетировали сценки. Поэтому в день проведения всё было готово идеально. Девочки в шикарных бальных платьях, мальчики в официальных костюмах. Чувствуется волнение. Ну, а как не волноваться, если на тебя столько людей смотрит?! Первый танец. Прекрасно. А потом и страх улетучился, и все делали то, что много раз репетировали, забыв про зрителей. Делали от души, так как вжились в свои роли, танцевали каждой частичкой себя, окунувшись в ту эпоху. К слову, не только участники, но и зрители «побывали» там. Это важно, находясь в нашем мире технологий и ежедневных инновационных открытий, окунуться в то время, «впитать» в себя каплю романтизма, побывать в мире «живых эмоций», без компьютеров и телефонов. Нельзя считать себя по-настоящему образованным, если не знаешь и не чтишь историю своей родины.
Сказать, что понравилось, – не сказать ничего. Такой бал – это чудесно!!! Колоссальное удовольствие!!! Хотелось бы сказать спасибо всем организаторам и участникам мероприятия за настроение, за путешествие на «машине времени». Я надеюсь, что эта традиция в нашей школе будет поддерживаться.
Трухин Иван:
Атмосфера, которая была создана с помощью декораций и участников бала, словно перенесла меня в ту эпоху. Настроение и дух этого дня чувствовался уже с утра, когда в школьных коридорах то там, то здесь появлялись участники, одетые в костюмы. Замечательно выбранные сценки хода войны смогли передать эмоции и мысли людей того времени. Мне выпала честь исполнить роль очень важного человека в российской истории – Михаила Илларионовича Кутузова. Во время подготовки я много нового узнал об этом человеке. Понравилось мне также танцевать вальс и полонез. В танце можно было забыть на минуту о войне и подарить через танец свои чувства моей любимой.
Таких праздников в наше время должно быть как можно больше. Мне очень приятно и почётно было участвовать в этом мероприятии. Знать, а самое главное – помнить историю своих предков и Отечества – очень важно для меня.
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu |
К 200-летию
Выпуск № 27 (2014)И. С. Тургенева Архив «Филолога»: Выпуск № 26 (2014) Выпуск № 25 (2013) Выпуск № 24 (2013) Выпуск № 23 (2013) Выпуск № 22 (2013) Выпуск № 21 (2012) Выпуск № 20 (2012) Выпуск № 19 (2012) Выпуск № 18 (2012) Выпуск № 17 (2011) Выпуск № 16 (2011) Выпуск № 15 (2011) Выпуск № 14 (2011) Выпуск № 13 (2010) Выпуск № 12 (2010) Выпуск № 11 (2010) Выпуск № 10 (2010) Выпуск № 9 (2009) Выпуск № 8 (2009) Выпуск № 7 (2005) Выпуск № 6 (2005) Выпуск № 5 (2004) Выпуск № 4 (2004) Выпуск № 3 (2003) Выпуск № 2 (2003) Выпуск № 1 (2002) |