Главная > Выпуск № 23 > «Коляда-plays»: фестиваль по-семейному

 Илья Губин
 «Коляда-plays»: фестиваль по-семейному
 
В то время как в Перми завершались «Белые ночи», в Екатеринбурге открылся международный театральный фестиваль современной драматургии «Коляда-plays», который уже седьмой год организует известный уральский драматург и режиссер Николай Коляда.
 
 
 
Пресс-конференция, посвященная открытию фестиваля.
На фото: министр культуры Свердловской области П.Креков, режиссер центра им. Вс. Мейерхольда В.Чеботарь (г.Москва), заслуженный деятель искусств Республики Молдова Ю.Хармелин (г.Кишинев, Молдова),
драматург и режиссер Николай Коляда, профессор Высшей школы кинематографии и кино П.Щедлик (г.Лодзь, Польша),
режиссер Н.Абдыкадыров (г.Бишкек, Кыргызстан).
 
Фестиваль «Коляда-plays» совершенно не похож на другие театральные фестивали, которые мне доводилось видеть: это совершенно семейный, готовый принять всех-всех-всех фестиваль. Атмосферу задает и музыкальная тема из детской песни «Пусть всегда будет солнце!», которая звучит перед каждым фестивальным спектаклем, а в Коляда-театре эта музыкальная тема служит еще и звонком. По вечерам участники фестиваля собираются возле театра на улице Тургенева, 20 и в сравнительно узком (человек 100) кругу, как на кухне, беседуют о культурной ситуации в России и мире.
 
 
Члены пермской делегации разговаривают с Н.Колядой о его пьесе «Большая советская энциклопедия».
 
Уютная атмосфера фестиваля не мешает ему быть мероприятием международного уровня. На сей раз, кроме россиян, были представители Франции, Кыргызстана, Польши, Молдовы: программа в этом году включала 24 спектакля, которые ежедневно проходили на разных театральных площадках Екатеринбурга (театр балета «Щелкунчик», Театр драмы, Камерный театр, Театр кукол, Театр «Волхонка», центр культуры «Урал»).
 
Каждый фестивальный день начинался в 9.30 возле Дома актера, где, сидя на лавочке, Николай Коляда лично всем раздавал свежий выпуск фестивальной газеты, который коллектив журналистов фестиваля готовил всю ночь.
 
В 10.00 фестиваль перемещался внутрь дома актера, где под руководством театральных критиков проходили публичные обсуждения спектаклей, показанных в предыдущий фестивальный день.
 
Театральную критику на фестивале представляли доктор философских наук Галина Брандт (г.Екатеринбург), доктор филологических наук Мария Литовская (г.Екатеринбург), кандидат философских наук, доцент УрФУ Лилия Немченко (г.Екатеринбург), кандидат филологических наук Григорий Заславский (г.Москва), зав. литературной частью Екатеринбургского ТЮЗа Наталья Киселева (г.Екатеринбург), зав. литературной частью Екатеринбургского театра кукол Елена Ильина (г.Екатеринбург), Евгений Иванов (г.Екатеринбург), Наталья Решетникова (г.Екатеринбург), корреспондент «Областной газеты» Наталья Подкорытова (г.Екатеринбург), драматург Татьяна Филатова (г.Екатеринбург), драматург Надежда Колтышева (г.Екатеринбург).
 
Обсуждения происходили в формате полилога, когда все желающие (не только критики, но и гости фестиваля) могли высказаться о том или ином спектакле. Каждое обсуждение Лилия Немченко начинала с того, что мнение критиков – это только их субъективное мнение, а не истина в последней инстанции, оценки нередко разнились не только у критиков и зрителей, часто сами критики существенно расходились во мнениях, что рождало дискуссии, которые были интересны своей спонтанностью и непредсказуемостью.
Так, например, Елена Ильина в ходе обсуждения спектакля Краснодарского театра драмы им. Горького «Жанна», несмотря на отмеченные ею недостатки постановки, под влиянием аргументов Лилии Немченко и зрителей изменила свое отношение к представлению и подвела итог словами: «Да… в целом хороший спектакль».
 
 
 
Обсуждение спектаклей в доме актера.
На фото: зав.лит. частью Екатеринбургского театра кукол Елена Ильина, драматург Татьяна Филатова,
драматург Надежда Колтышева, театральный критик Евгений Иванов,
зав.лит.частью Екатеринбургского ТЮЗа Наталья Киселева, театральный критик Григорий Заславский.
 
В 11.00 на сценах екатеринбургских театров начиналась детская программа фестиваля. Так получилось, что два из трех показанных детских спектаклей были новогодними («Царская елка» областного русского драматического театра им.Погодина г.Петропавловска (Казахстан) и «Морозко» Лысьвенского театра драмы им. А.А.Савина). Это дало возможность зрителям хотя бы мысленно спрятаться от летней жары, которая в дни фестиваля била все рекорды и достигала +39’, и окунуться в морозную свежесть детских сказок.
 
Фестивальные спектакли начинались в 18.30 и проходили одновременно на трех-четырех площадках. За время работы фестиваля было показано 20 вечерних спектаклей, поставленных по пьесам Николая Коляды и его учеников. Абсолютным же лидером фестиваля этого года стала пьеса «Баба Шанель», спектакли по которой показали сразу три театра – Коми-Пермяцкий национальный драматический театр им. М.Горького, Чувашский государственный академический драматический театр им. К.В.Иванова и Тюменский молодежный театр «Ангажемент».
 
В течение всего фестиваля в Коляда-театре шел настоящий марафон режиссерского и актерского мастерства.
 
С одного из спектаклей этого марафона и начался для меня фестиваль, этим спектаклем стала «Большая советская энциклопедия», поставленная Николаем Колядой по собственной пьесе.
 
 
 
Сцена из спектакля «Большая советская энциклопедия»
 
Режиссер Коляда делает упор в спектакле на две линии в тексте драматурга Коляды – социальную, которая наиболее точно выражается образом и словами Вики, которая кричит с балкона – «Наелась я борщовых помидор, а вы жрите!», и философской, которую можно обозначить репликой Антона – «А что будет – там?». Всех их страшит смерть, поэтому герои спектакля так хватаются за все то, что было в их жизни, хватаются за воспоминания еще больше, чем это обозначено в пьесе.
 
Спектакль Николая Коляды – это философская притча, где финальная сцена дана как молитва Веры, выражающая веру героини в лучшее – «у меня этого никогда не было, а я хочу, чтобы было», и заканчивается восшествием героини по освещенной лестнице куда-то ввысь, возможно даже в рай, где ее ждет мама, которая там «пельмени лепит и улыбается».
 
Свой спектакль «Большая советская энциклопедия» показал на фестивале и главный режиссер Пермского ТЮЗа Михаил Скоморохов – и это совершенно другая история, по сравнению с той, которую рассказал сам Николай Коляда.
 
Скоморохов делает акцент на том, что Вера собирает этикетки от спичечных коробков, - и Артем неоднократно называет ее девочкой со спичками. В итоге спектакль Пермского ТЮЗа превращается в настоящую святочную историию про девочку со спичками наших дней, даже время действия спектакля перенесено на святочную неделю (в пьесе действие происходит в старый новый год).
 
Заканчивается спектакль, как и полагается в святочной сказке, чудом, однако у этого чуда есть неожиданный идеологический посыл: на сцене появляется огромная кремлевская звезда, и Вера преображается, появляясь перед нами в белоснежно-белом платье. В пермском варианте финала мы видим не восшествие в рай, а веру в то, что земная жизнь Веры будет продолжена, что все у нее будет хорошо и кремлевская звезда станет для нее путеводной звездой в новую счастливую жизнь.
 
Если в пьесе и в спектакле Коляды апелляция героини к утраченной советской идиллии подана иронически – как одна из граней ее безумия, то Скоморохов как режиссер-постановщик однозначно солидаризируется с Верой в ее надежде на воскрешение советской идиллии под знаком кремлевской звезды.
 
Пермский ТЮЗ принял участие в фестивале уже в третий раз. Два года назад спектакль «Золоченые лбы», поставленный худруком театра Михаилом Скомороховым, был назван лучшим спектаклем фестиваля, в прошлом году Михаил Шибанов стал лучшим актером, а Ирэна Ярутис получила диплом за лучшее оформление спектакля «Отрочество», который поставил Владимир Гурфинкель.
 
В этом году, кроме «Большой советской энциклопедии»,был показан спектакль Александра Югова, ученика Николая Коляды, «Контакт».
 
Оба спектакля вызвали неоднозначный отклик: зрители аплодировали стоя и неоднократно вызывали актеров на поклон, а у критиков возникло много вопросов в связи с режиссурой и воплощением авторского мира.
 
Этим пермское присутствие на фестивале не исчерпывалось. 24 июня в центре культуры «Урал» Пермский Театр-Театр, впервые в этом году гостивший на фестивале, представил свой спектакль «Фронтовичка».
Спектакль вызвал множество положительных откликов и был очень высоко оценен театральным критиком Григорием Заславским.
 
Григорий Заславский: «Я видел этот спектакль два раза: на премьере и вчера.
В этом спектакле мне многое нравится. То, что молодой режиссер владеет режиссерским ремеслом. Он нашел это пространство, и эти звуки и картинки не являются заменой смысла. Для него важны и смыслы, и эмоции пьесы. Для него важны не только смены картинок, но и эмоциональная заразительность, волнение, которое исходит со сцены.
Нравится, как начинается и завершается спектакль, эти площадные формы, дель-арте.
Спектакль задел меня лично. Это возвращение актрисы в шинели: у меня была тетка, которая пошла на фронт, ее там контузило, и этой контузией выбило все зубы…
Я прочитал в фестивальной газете, что автор не понял, что это за люди в спектакле, - сталевары; я тоже; но не надо бояться чего-то не понимать.
Эти картинки, звуки металла, пленка – все это как отрывки…
Много очень точных моментов, правильных находок, типов».
 
Николай Коляда неоднократно подчеркивал во время фестиваля, что «Коляда-plays» – это не фестиваль достижений, как, например, именитый фестиваль «Золотая маска», а это фестиваль-работа. Поэтому, помимо фестивальных спектаклей, в программе было много мероприятий, направленных на осмысление уральской драматургии как культурного феномена.
 
Одним из таких мероприятий был мастер-класс театрального критика Григория Заславского по обучению екатеринбургских студентов искусству написания критической статьи (на материале уральской драматургии).
 
Также на фестивале проходили показы различных фильмов: документальных о фестивале и об ансамбле русской песни «Вдохновение» – прототипе ансамбля «Наитие» в пьесе «Баба Шанель»; художественных фильмов Василия Сигарева, ученика Николая Коляды, и многих других. Показы фильмов были своего рода материалом для размышлений о масштабах деятельности уральских драматургов, о процессе создания современного культурного контента.
 
В этом контексте необходимым этапом развития темы стала и дискуссия «Драматургия уральской школы сквозь призму театральной интерпретации», модератором которой я выступил.
 
 
В дискуссии, которая проходила в фойе Камерного театра, могли принять участие все желающие, в итоге публика была самая разнообразная: режиссеры, актеры, зрители, молодые драматурги, студенты.
 
Одним из главных вопросов дискуссии стал вопрос о существовании уральской школы драматургии как таковой. В ходе обсуждения участники пришли к выводу, что, несмотря на то, что схожие черты в драматургии разных авторов «уральского клана», несомненно, есть, все же творчество каждого из них представляет прежде всего самостоятельный интерес, соответственно и оцениваться должно отдельно.
 
Еще одним вопросом дискуссии был вопрос о филологической и театральной интерпретации драматургии. Вполне естественно, что филологи и режиссёры подходят к работе с первоисточниками с разных позиций: первые – с точки зрения теории, вторые – практики. «Я просто проводник, я работаю с выбранным ма¬териалом, создаю на его основе свою историю, – утверждает режиссёр Елена Покрас. – В сказках уральских драматургов много света, а вот в пьесах для взрослых часто надежды не хватает. А зрителю она очень нужна – надежда»…
 
Фестивальная жизнь на «Коляда-plays» протекала интересно и многообразно .
 
В сентябре свои двери вновь распахнут все театры, в репертуаре которых с каждым годом становится все больше спектаклей со знакомыми уральскими именами Николая Коляды и его учеников.
 
А это значит, что в следующем году фестиваль вновь соберет своих друзей и единомышленников (да и министр культуры Павел Креков пообещал, что фестиваль 2014 года будет).
 
А мы в свою очередь надеемся, что нам вновь удастся побывать на этом семейном фестивале и в кругу замечательных людей вновь удастся поговорить о культуре и, конечно же, об «уральской школе драматургии».
 
Фото: Алла Гурина, Илья Губин
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2005)
Выпуск № 6 (2005)
Выпуск № 5 (2004)
Выпуск № 4 (2004)
Выпуск № 3 (2003)
Выпуск № 2 (2003)
Выпуск № 1 (2002)