Главная > Выпуск № 17 > Британские впечатления. Часть II: Храм (1)

Галина Ребель
 
Британские впечатления
Часть II
 
Храм (1)
 
Без храма, без врезающихся в небо готических шпилей нет в Великобритании города и деревни, нет осмысленного оформления пространства. Это очевидно даже проездом.
 
Но не всякий храм прорастает в памяти неизгладимым впечатлением и становится элементом твоей собственной картины мира. Для меня этапными и незабываемыми стали три церкви: Кафедральный собор в Йорке, Холирудское аббатство в Эдинбурге и Аббатство в Бате.
 
Каменная громада Йоркминстера, устремленная ввысь, и тебя заставляет – для начала хотя бы физически – развернуться в сторону неба.
 
 
Собор непросто запечатлеть с фасада – не хватает «разгона», невозможно найти точку, чтобы увидеть и поймать его в объектив целиком.
 
 
А разглядеть хочется каждую деталь, каждый ажурный изыск, каждую фигуру и завитушку.
 
  
 
С торцов и сзади он выглядит более доступным и камерным:
 
  
 
А внутри так же великолепен и кажется еще огромнее, чем с фасада:
 
  
 
Все вокруг Йоркминстера своей обыденной малостью призвано подчеркнуть недосягаемое, непревзойденное величие собора.
 
Совершенно иное чувство вызывает Холируд.
 
 
Это руины. Развалины.
Вместо сводов здесь – небо.
Вместо позолоты – зелень, заглядывающая сквозь пустые оконные проемы и мохом-плесенью обволакивающая останки стен и колонн.
Вместо проповеди священника и мощного рыка органа – тихий шепот-шелест дождя.
 
Но уйти отсюда невозможно. Не хочется уходить.
 
 
Эти каменные останки – бессловесные письмена, в которых запечатлены жизнь человеческая, судьба народная, сама история, и все это нет нужды и нет желания переводить в слова.
 
  
 
Развалины Холирудского аббатства – не заброшенное, позабытое место. Они вплотную примыкают к королевскому дворцу – Holyroodhouse, – который является официальной резиденцией британских монархов в Шотландии, в Эдинбурге.
 
Вот сам дворец под тем же проливным дождем:
 
 
А вот примыкающее к нему слева аббатство:
 
  
С другой стороны архитектурного комплекса, в глубине коридора, образованного стеной собора и контрфорсами с перекинутыми от них к стене аркбутанами (гениальное изобретение готических мастеров), видны нижние окна дворца.
 
 
Еще более ухоженным, чем дворец, выглядит парк, выход в который открывается из развалин:
 
 
Они смотрят друг на друга – развалины аббатства и взметнувшиеся в благословляющем жесте ветвей кустарники парка:
 
 
Мудрое, эстетически безупречное решение – не восстанавливать храм, не превращать его в «один из», оставив между дворцом и парком в этом руинном и – несокрушимом, сакрально-поэтическом состоянии.
 
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2004)
Выпуск № 6 (2004)
Выпуск № 5 (2003)
Выпуск № 4 (2003)
Выпуск № 3 (2002)
Выпуск № 2 (2002)
Выпуск № 1 (2001)